Общепрофессиональная подготовка учителей в системе высшего образования
Страница 1

Инфо по психологии » Культура профессионального мышления учителей » Общепрофессиональная подготовка учителей в системе высшего образования

Педагог, как и любой человек, осознанно или неосознанно всегда оценивает принятое им решение. В процессе осознания собственных действий учитель получает информацию об эффективности выбранной модели поведения. Феномен рефлексии в последние годы привлекает внимание не только психологов, но и педагогов. Основной вывод исследователей состоит в том, что рефлексивные процессы существенно влияют на эффективность профессионального поведения. Рефлексивный подход позволяет оценить себя со стороны, выработать программу коррекции своего поведения и развить потребность в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании индивидуальных моделей поведения

Рефлексия в педагогическом мышлении имеет огромное значение и является одним из основных механизмов, позволяющих адекватно решать педагогические задачи с учетом реализации предельных и частных целей педагогической деятельности.

Г. Лейбниц, критикуя различение Дж. Локка, показывает, что «… для нас невозможно рефлектировать постоянно и явным образом над всеми нашими мыслями, в противном случае наш разум рефлектировал бы над каждой рефлексией до бесконечности, не будучи в состоянии перейти к какой-нибудь новой мысли».

И. Кант рассматривал рефлексию в связи с исследованием оснований познавательной способности. Он считал рефлексию «состоянием души, в котором мы, прежде всего, пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно определено. До всякого дальнейшего обращения со своими представлениями мы должны решить вопрос: к какой познавательной способности они принадлежат? Кто связывает или сравнивает их – рассудок или чувственность? Нередко мы принимаем суждения по привычке или связываем их под влиянием своих склонностей, но так как этому не предшествует никакая рефлексия или по крайней мере она не следует за ним с целью критики, то считается, что такие суждения имеют свой источник в рассудке. Не все суждения нуждаются в исследовании, то есть в направлении внимания на основания их истинности: если они непосредственно достоверны, то нельзя привести никакого более очевидного признака истинности их, чем тот, который они сами выражают. Но все суждения и даже все сравнения нуждаются в рефлексии, то есть в различении той познавательной способности, к которой принадлежат данные понятия».

Ф. Гегель подчеркивает, что индивидуальное сознание и самосознание не могут быть поняты из самих себя. Лишь через отношение к другим индивидуальный субъект существует для себя как Я.

Таким образом, в философии Ф. Гегеля рефлексия фактически выступает движущей силой развития духа.

А.Г. Спиркин указывает, что сознание человеком самого себя, своего «Я», не носит непосредственного характера. Оно опосредствовано отражением внешнего мира и других людей. Поэтому сознание направляется на самого себя: на анализ и оценку своих действий, внутреннего мира, возможностей, результатов деятельности, своих личностных качеств, отдельных поступков и поведения в целом. Самосознание есть полагание сознания и вместе с тем предполагание природного и социального мира.

В каждом акте осознания мира неизбежно участвует контролирующая и управляющая власть самосознания, от которой человек не свободен даже тогда, когда он глубоко погружен в исследование реального объекта. Акт сознания существует лишь вместе с «Я». Нельзя мыслить, не осознавая этого. Правилом же, нормой является осуществление человеком постоянного и неусыпного самоконтроля, хотя бы в самом общем плане. Самосознание является необходимым условием формирования самостоятельности и гибкости мысли, объективности суждений. Степень самосознания может быть разной – от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда «Я» оказывается не только субъектом, но и основным объектом сознания, когда упор делается на внутреннюю жизнь человека.

Страницы: 1 2


Символика
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961). K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фио ...

Так сплю я или нет? Или что изучает сомнология (заключение)
Помимо непосредственно нарушений сна, сомнология изучает также и особенности болезней, которые могут развиваться во сне - одна и та же болезнь может дебютировать и в состоянии бодрствования, и во сне. Врачи заметили, что болезни, развивающиеся во сне, протекают, как правило, тяжелее. Это касается инсультов, инфарктов, приступов бронхиал ...

Выводы
1. Теоретический анализ литературных источников позволил получить информацию о состоянии проблемы внутригрупповых взаимоотношений и выявить, что от степени сплоченности игроков в спортивной команде зависит успешность соревновательной деятельности. Тренер, в свою очередь, должен оказывать существенное влияние на факторы, определяющие соц ...