Человек с отклонениями в психической деятельности и его микросоциальный мирСтраница 3
Если у ребенка в раннем или дошкольном возрасте начинается психическое заболевание, например шизофрения, особенно на фоне опережающего ровесником интеллектуального развития больного, то родители при первых диагностических сомнениях психолога или психиатра, к которому они пришли для консультации, редко серьезно оценивают такую возможность. Обычно они игнорируют первые психопатологические проявления у заболевшего, фиксируя свое внимание на высокой одаренности ребенка в каком-либо направлении и радуясь его необычным успехам и достижениям. По мере нарастания симптомов болезни, чаще уже в школьные годы заболевшего, родители наконец осознают серьезность положения и дают согласие на лечение ребенка. В процессе лечения у родителей обнаруживается двойственное отношение к терапии. С одной стороны, они довольны исчезновением острой психопатологической симптоматики, но, с другой стороны, появившиеся начальные негативные симптомы болезненных личностных изменений и психического дефекта родители склонны расценивать как «перегрузку» лекарствами и дома, часто без ведома врача или даже вопреки его рекомендациям, снижают дозировки препаратов или полностью отменяют прием лекарств, перестают посещать психиатра и психолога, полагая, что ребенок поправился и не нуждается ни в какой помощи.
При этом часто родители требуют от ребенка не меньших успехов в увлечениях и в учебной деятельности, чем до начала заболевания. Учителя в школе, не зная о характере болезни ученика, тоже высказывают свое неудовольствие по поводу нарастания школьной неуспеваемости при его «хороших способностях», а родители еще больше усиливают к нему требования дома. Нарастание дезадаптации сопровождается и постепенной потерей прежних приятельских отношений с ровесниками.
Однако столь же неудачным оказывается паническое отношение родителей к заболеванию ребенка, с переживанием безнадежности и бесперспективности каких-либо усилий по противостоянию шизофрении. Родители могут занять в таких случаях воспитательскую позицию в стиле потворствующей гиперопеки, полагая, что они должны обеспечить ребенку сейчас все возможное и удовлетворять любые его желания, так как ему немного осталось радоваться жизни. Либо пессимистическое отношение родителей может приводить к эмоциональной изоляции ребенка в семье с сосредоточением родителей на своих личных проблемах.
В зрелые годы жизни суть взаимоотношений больного с близким кругом людей может быть примерно так же, несмотря на иное содержание, соответствующее жизни взрослого человека.
Психическое заболевание в пожилом и старческом возрасте тоже сопровождается изменением межличностных отношений больного человека с его окружением. Например, при инволюционных психозах, психозах вследствие атеросклероза сосудов головного мозга, при поздно начавшейся шизофрении очень часто ведущими психопатологическими проявлениями становятся аффективные и бредовые синдромы, при которых в сюжет бредовых идей вплетается бытовая тематика с вовлечением родственников в качестве персонажей бредовых событий. На ранних этапах болезни возникший у больного бред преследования, ревности, сутяжничества или воздействия нередко расценивается родственниками, друзьями, сотрудниками как возрастное заострение черт его характера, поэтому окружающие сначала пытаются не обращать внимания на высказывания больного или пытаются его разубедить, но постепенно, эмоционально вовлекаясь в обсуждение фабулы бреда, начинают активно противодействовать больному и конфликтовать с ним до тех пор, пока со всей очевидностью не вскроется нелепость содержания утверждений и действий заболевшего человека, после чего произойдет его госпитализация. Однако после выписки больного из больницы у окружающих людей часто остается недоверчивое и подозрительное к нему отношение, вследствие чего любые его сомнительные для окружающих иди малопонятные высказывания расцениваются ими как болезненные с попытками вновь (уже не обоснованно) госпитализировать больного, что резко обостряет и даже делает враждебными взаимоотношения больного с близкими людьми, превращая его в человека, страдающего от непонимания и одиночества.
Символика
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).
K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фио ...
Бабушка Маланья
Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.
Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, ...
Техника аутогенной тренировки по Шульцу
Выделяют две ступени аутогенной тренировки: 1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.
Низшую ступень, аутогенной трениров ...