Рекомендации по развитию внимания исследуемой группы детей

Инфо по психологии » Развитие внимания младших школьников » Рекомендации по развитию внимания исследуемой группы детей

Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Подобное исследование по развитию внимания у младших школьников помогает лучше понять и определить уровень развития внимания у каждого конкретного ребенка, выделить детей «группы риска» - тех, у кого могут возникнуть проблемы в учебной деятельности и определить дальнейшую индивидуально-коррекционную учебно-педагогическую деятельность, как педагогов, так и психологов.

Исходя из анализа полученных данных, мы можем выделить детей нуждающихся в более подробном обследовании внимания, например, учащиеся, у которых по методике корректурная проба Бурдона имеется большое количество пропусков в пробе и маленькая производительной по устойчивости внимания. Следует выполнять задания и упражнения на развитие переключаемости и распределения внимания, т.к. все свойства внимания значительно развиваются в результате тренировки и в самоуправлении деятельности ребенка. Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

Применение технических средств обучения, как аудиовизуальных средств обучения также приводит к повышению качества концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу. Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Таким образом, основные рекомендации по развитию внимания в младшем школьном возрасте сходятся в развитии основных форм проявления внимания в период раннего становления личности и формированию основ учебной деятельности, таких как сенсорно-перцептивное, инеллектуально-мыслительное и моторно-двигательное внимание, а также вовлечение ребенка в познавательно-развивающую деятельность.


Структурные звенья самосознания, их генезис. Самосознание личности
Самосознание – это осознание человеком самого себя и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Самосознание является неотъемлемым компонентом в формировании личности, а Я-концепция – его итоговым образованием. Я-концепция по Р.Бернсу, – целостный образ собственного «Я», который включает три компонента: оценочный, эмоциональный, ...

Понятие стресса
В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса. В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и п ...

Психологическая характеристика дошкольного возраста (3 – 6-7 лет). Игра как ведущая деятельность
Дошкольное детство – довольно большой отрезок жизни ребенка. В этот период ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Новой социальной ситуацией развития становится мир социальных отношений. В этом возрасте дети с одной стороны, стремятся активно участвовать во взросло ...