Представления о психике в эпоху Античности
Страница 2

Инфо по психологии » История психологии » Представления о психике в эпоху Античности

Душа - посредник между миром идей и вещей. Она приходит в тело из мира идей, где истина и бытие совпадают, и где она занималась созерцанием истины я красоты. Наблюдение за явлениями мира, являющимися искаженным отражением идей, не может привести к открытию истины, но побуждает душу обратиться к припоминанию своего опыта созерцания идей. Подлинное знание обретается после преодоления воздействия чувственных вещей, избавления души от гнёта внешних впечатлений, воспарения в мир вечных идей. На это способны не все люди. Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разум - высшая часть души. Мышление - диалог души с собой. Платон следует идеям своего учителя Сократа, для которого воспитание сводится к познанию, так как правильное понимание обязательно обеспечит правильное поведение Разум может быть логическим и интуитивным. Первый вид несовершенен, поскольку опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний (идей) о предметах. Второй вид разума осуществляется через проникновение в глубины души, где хранятся истинные знания.

У разных людей развиты разные части души, поэтому Платон считает идеальным устройством общества такое государство, в котором люди с доминирующей чувственной (вожделеющей) частью души выполняют функции работников, люди с доминирующей волевой (страстной) частью души являются стражами и воинами, люд -философы с доминирующей разумной частью души выдвигаются на руководящие посты, становятся политиками. Аристотель (4 в. до н. э.) - ученик Платона, основатель Ликея (лицея), учитель Александра Македонского, великий энциклопедист, основатель многих наук, создатель первого трактата о психике («О душе»). Отрицал разделенность души и тела. Для Аристотеля предмет - это единство материала (вещества) и формы (структуры). Форма - это способ организации материала. Меди можно придать форму шара, и получится ядро, или форму человеческой фигуры, и получится статуя. Душа - это форма (структура) тела. Чем сложнее душа = способ организации живого существа, тем сложнее его поведение. У души нет своей активности, но благодаря наличию формы (структуры) становится активным тело, оно учится, размышляет и действует. Аристотель чувствовал, что форма несет образ будущего (то есть цель). благодаря форме тело меняет состояние на более сложное, то есть проявляет активность. Существуют три уровня активности и, соответственно, три функции души растительная (питательная), животная (сенсомоторная) и разумная.

Позицию Аристотеля нельзя назвать материализмом. Он допускал существование «чистых» форм, т. е. идеальных структур, и верховного разума: их роль он видел в задании целей материальным предметам. Разум человека он не связывал ни с каким органом тела. Разумная часть души приходит в тело из обители всеобщего разума и соединяется с растительной и животной частями души.

Интуитивное мышление позволяет человеку извлекать знания, имеющиеся во всеобщем разуме. Мышление, построенное на анализе наблюдаемых фактов, позволяет создавать новое знание и обогащать этим новым знанием всеобщий разум. Следовательно, Аристотель кардинально расходился с Платоном по вопросу о допустимости познания через наблюдение природы. Платон считал его источником ошибок, а Аристотель - источником новых знаний. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона, показывающего рукой на небо, Аристотеля - на землю. По Аристотелю, богатство идей скрыто в чувственно воспринимаемом мире и раскрывается в прямом общении с ним.

Эллинистский период - киники (Демосфен), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон), скептики.

Киники - формула счастья в самодостаточности, в избавлении от желаний, как физических, так и социальных (желаний нравится другим или соответствовать принятым в обществе нормам поведения).

Эпикурейцы - благополучие обретается не посредством ума, а через обретение чувственного удовольствия. Удовольствие жизни увеличивается при умеренности желаний, безмятежности духа. свободе от страхов (не бойся смерти, ведь когда ты есть - её нет; когда она придет - тебя уже не будет).

Страницы: 1 2 3


Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития. Общее понятие о деструктивном развитии личности
В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия. Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и соц ...

Подготовительные мероприятия
Не существует единых безошибочных правил подготовки к деловой беседе. Однако будет полезно указать на следующий вариант схемы такой подготовки: планирование; сбор материала и его обработка; анализ собранного материала и его редактирование. Место беседы выбирается с учетом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих в фир ...

Развитие личности: психосоциальные стадии. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольном камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самою характеристику «уверенностью». Младенец, имеющий базальное чувство «внутренний определенност ...