Представления о психике в средние века
Страница 1

Инфо по психологии » История психологии » Представления о психике в средние века

Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века:

Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. душу и дух. а не два (тело и душу), как в античные времена. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд».

Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться в установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека;

человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком».

Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви источниками благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню (тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всего), и привязку к вещам, явлениям, людям (то есть склонность «сотворить себе кумира»).

Психологическим механизмом, создающим полноценное функционирование души, считалась рефлексия (отражение себя). Внутренний опыт считался более высоким, чем опыт внешний. Его суть -получать истинные знания - откровения - из трансцедентального источника, создавая настроенность души на дух, а через него на Бога. В эпоху позднего средневековья произошло смягчение позиции относительно допустимости внешних источников познания - органов чувств и разума. Возникла теория двух истин. Её суть - истины бывают разного уровня, их надо добывать разными путями: «высокие» истины - верой, а практические истины - исследованием мира.

Реабилитация разума в эпоху позднего средневековья привела к появлению схоластики (от слова «школа»), построенной на использования логики для создания истин. Из-за того, что материал для логических построений брался из церковных текстов, и критерии истины брались там же, результат умственных усилий оказывался искусственным, далеким от жизни, легко опровергаемым другой цепочкой рассуждений. Схоластика приобрела догматический характер, стала тормозом для развития идей.

Страницы: 1 2


Психологические основы подростковой депрессии. Симптомы депрессивного состояния
Одно из ярких проявлений горя в подростковом возрасте — депрессия. Ее глубину опреде­ляют по числу симптомов и продолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями дома или на работе, появлению неопрятности в одежде. Подростки м ...

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ...

Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности.
Он формируется под непосредственным воздействием основных свойств долговременной памяти. Пожалуй, никакая другая черта руководителя, за исключением, может быть, интеллекта, не представляется (даже на уровне житейских взглядов) столь очевидной и значимой для руководителя, как его профессиональный опыт. Очень часто понятия «хороший руково ...