Введение
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития.
Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития и коррекции нарушений познавательной сферы у детей с задержкой психического развития (ЗПР), так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.
Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности и т. д.
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают специфические особенности памяти детей с ЗПР:
¨ Снижение объема памяти и скорости запоминания,
¨ Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
¨ Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
¨ Преобладание наглядной памяти над словесной,
¨ Снижение произвольной памяти.
¨ Нарушение механической памяти .
Этим подтверждается актуальность нашего исследования.
Объект изучения – память детей с задержанным психическим развитием.
Предмет исследования – особенности состояния памяти .
Гипотеза исследования – Память дошкольников с задержкой психического развития характеризуется рядом специфических особенностей.
Цель исследования – изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель достигалась решением задач:
1. Рассмотреть научно-теоретические основы вопроса развития памяти и её особенностей у детей с ЗПР;
2. Составить методику исследования памяти;
Типы и виды конфликтов
Существует четыре типа конфликтов:
1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ...
Психологическая характеристика
аффекта. Диагностика аффективных следов
Стресс всегда сопровождается эмоциями, крайнее проявление которых - аффект.
Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению. Проявления аффекта имеют определенн ...
Свойства
и закономерности
Гештальта законы- гештальтпсихологи обнаружили факторы (законы гештальта), влияющие на перцептивную организацию зрительного поля, законы, по которым отдельные элементы объединяются в единое целое (фигуру) и фигура выделяется из фона. Таких законов было открыто более 100. Приведем несколько примеров таких законов.
1. Закон сходства: в ф ...