Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности
Страница 2

Инфо по психологии » Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) » Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности

Благодаря генетической

памяти, организм передает от поколения к поколению свои наследственные признаки. Как пишут Н. Николов, Л.Д. Столяренко и Р. Нешев, генетическая память у человека – единственная на которую нельзя оказывать влияние через обучение и воспитание. [47].

Двигательная

память – это запоминание, сохранение и воспроизведения различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков. А.В. Петровский подчеркивает важность значения двигательной памяти в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, так же как и навыков ходьбы, письма и т.д. [37]. Признаком хорошей двигательной памяти, является физическая ловкость и сноровка.

Образная

память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память. В наибольшей степени у всех людей проявляется слуховая и зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая – с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков. Роль осязательной, обонятельной и вкусовой памяти в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностью связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Эмоциональная

память – память на чувства, переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала – то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период.

Словесно-логическая

память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Одной из важнейших характеристик этой памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая воспринята (дословно) и может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в условии знаний учащимися в процессе учения.

Непроизвольная

память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. [37].

В произвольной

памяти процессы запоминания и воспроизведения А.В. Петровский характеризует как специальные мнемические действия, то есть человек ставит перед собой цель, что-то запомнить или воспроизвести, направляет свою активность на достижение цели [37].

Непроизвольное запоминание готовит почву для произвольного. А в дальнейшем вступает с ним в сложные связи, которые по убеждению П.И. Зинченко, составляют основное содержание развития памяти. [17].

Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной. Работа словесно-логической памяти без определенно сложившейся системы образов-представлений зрительного, слухового, осязательного характера.

Страницы: 1 2 


Словарь терминов
Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Выделяются зрительные агнозии, тактильные и слуховые. Аграфия — нарушение письма, часто связанное с различными расстройствами речи. Агрессия — деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направлена на причинение физического вред ...

Динамика формирования привязанности
Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни: 1) период до 3 мес., когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми; 2) период 3-6 мес. В этот период младенец начинает различать знакомых и незнакомых взрослых. Постепенн ...

Анализ управленческой деятельности
Взаимодействие участников целостного управленческого процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий управленческого анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах ...