Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности
Страница 2

Инфо по психологии » Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) » Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности

Благодаря генетической

памяти, организм передает от поколения к поколению свои наследственные признаки. Как пишут Н. Николов, Л.Д. Столяренко и Р. Нешев, генетическая память у человека – единственная на которую нельзя оказывать влияние через обучение и воспитание. [47].

Двигательная

память – это запоминание, сохранение и воспроизведения различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков. А.В. Петровский подчеркивает важность значения двигательной памяти в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, так же как и навыков ходьбы, письма и т.д. [37]. Признаком хорошей двигательной памяти, является физическая ловкость и сноровка.

Образная

память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память. В наибольшей степени у всех людей проявляется слуховая и зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая – с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков. Роль осязательной, обонятельной и вкусовой памяти в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностью связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Эмоциональная

память – память на чувства, переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала – то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период.

Словесно-логическая

память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Одной из важнейших характеристик этой памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая воспринята (дословно) и может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в условии знаний учащимися в процессе учения.

Непроизвольная

память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. [37].

В произвольной

памяти процессы запоминания и воспроизведения А.В. Петровский характеризует как специальные мнемические действия, то есть человек ставит перед собой цель, что-то запомнить или воспроизвести, направляет свою активность на достижение цели [37].

Непроизвольное запоминание готовит почву для произвольного. А в дальнейшем вступает с ним в сложные связи, которые по убеждению П.И. Зинченко, составляют основное содержание развития памяти. [17].

Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной. Работа словесно-логической памяти без определенно сложившейся системы образов-представлений зрительного, слухового, осязательного характера.

Страницы: 1 2 


Методы и организация исследования. Методы исследования
Решение поставленных задач определило выбор следующих методов исследования: 1) Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2) Педагогическое тестирование. 3) Социометрический метод. 4) Педагогический эксперимент. 5) Методы математической статистики. Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников осущ ...

Основные условия деятельности
Мы должны исходить из мысли о наличии двух основных условий, без которых акты поведения человека или какого-либо другого живого существа были бы невозможны. Это, прежде всего, наличие какой-либо потребности у субъекта поведения, а затем и ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Это — основные условия возникновен ...

Показания и противопоказания к применению аутогенной тренировки
Аутогенная тренировки является методом саморегуляции психических и вегетативных функций. Поэтому она не только нашла лечебное применение, но и стала использоваться в педагогике, спорте, на промышленных предприятиях. С лечебной целью аутогенная тренировка может быть применена в качестве симптоматического средства для устранения различны ...