Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности
Страница 1

Инфо по психологии » Сущность и предмет изучения психологической науки » Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности

Мотивация

– это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.

Одному из представителей гуманистической школы в психологии принадлежит часто упоминающаяся в психологической литературе теория иерархии потребностей (мотивов). Автор ее, А. Маслоу, выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения:

1. физиологические;

2. безопасности;

3. принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить);

4. оценки (стремление к достижению, приобретению мастерства и компетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе);

5. самореализации (познавательные и эстетические).

Маслоу полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня: удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень.

Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта – когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

Поскольку мотивы низших уровней являются общими для всех людей, поведение, связанное с ними, является относительно хорошо предсказуемым, в то же время проявления высших мотивов таких, как потребность в самоактуализации, предельно индивидуализированы, а поэтому по сути дела непредсказуемы.

Деление мотивов на:

1. мотивы нужды (удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения)

2. мотивы роста (занимают относительно более высокое положение в иерархии).

Теория мотивационного контроля Д. Хайленда.

В теории мотивационного контроля выделяются четыре типа критерия соотнесения:

1. конечное состояние

2. скорость (темп) продвижения к цели, 3. определенный тип действия

4. определенная эмоция

Нередко человек формулирует то, к чему он стремится, в терминах некоторого конечного, итогового состояния.

Действие можно контролировать не только по степени удаленности от некоторого конечного состояния, но по темпу продвижения к цели.

Особенно важную роль критерий соотнесения типа темпа продвижения к цели приобретает в тех случаях, когда конечную цель определить затруднительно или невозможно.

Человека очень интересуют его собственные психические состояния. Он стремится не только к совершению некоторых изменений во внешней среде или в своих взаимоотношениях с ней, но и к определенным эмоциям и чувствам. Большинство людей ходят в ради эстетических переживаний. Расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом слишком велико.

Перцептивный вход можно определить как воспринимаемый и существенный с точки зрения исполнителя действия аспект среды, или информация о текущем состоянии дел.

Выделяются три типа перцептивного входа:

1) некоторый аспект окружающей (внешней) среды;

2) информация о собственных действиях;

3) информация из внутренней среды (чувства, мысли, состояния).

Страницы: 1 2


Продуктивное мышление человека
В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер, Майер). Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт ...

Социально-психологические особенности спортивной группы
По мнению Е.Н. Гогунова и Б.Н. Мартьянова [23], спортивная команда — это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально — психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Социальная среда — это сложн ...

Мышление как вид познания
Мышление рассматривают как вид познания. Познание с психологической точки зрения предстает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа. Чтобы добраться на работу, нам нужна определенная пространственная репрезентация пути между домом и работой. Чтобы понять то, что рассказывают на лекции про войны Але ...