Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности
Страница 1

Инфо по психологии » Сущность и предмет изучения психологической науки » Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности

Мотивация

– это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.

Одному из представителей гуманистической школы в психологии принадлежит часто упоминающаяся в психологической литературе теория иерархии потребностей (мотивов). Автор ее, А. Маслоу, выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения:

1. физиологические;

2. безопасности;

3. принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить);

4. оценки (стремление к достижению, приобретению мастерства и компетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе);

5. самореализации (познавательные и эстетические).

Маслоу полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня: удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень.

Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта – когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

Поскольку мотивы низших уровней являются общими для всех людей, поведение, связанное с ними, является относительно хорошо предсказуемым, в то же время проявления высших мотивов таких, как потребность в самоактуализации, предельно индивидуализированы, а поэтому по сути дела непредсказуемы.

Деление мотивов на:

1. мотивы нужды (удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения)

2. мотивы роста (занимают относительно более высокое положение в иерархии).

Теория мотивационного контроля Д. Хайленда.

В теории мотивационного контроля выделяются четыре типа критерия соотнесения:

1. конечное состояние

2. скорость (темп) продвижения к цели, 3. определенный тип действия

4. определенная эмоция

Нередко человек формулирует то, к чему он стремится, в терминах некоторого конечного, итогового состояния.

Действие можно контролировать не только по степени удаленности от некоторого конечного состояния, но по темпу продвижения к цели.

Особенно важную роль критерий соотнесения типа темпа продвижения к цели приобретает в тех случаях, когда конечную цель определить затруднительно или невозможно.

Человека очень интересуют его собственные психические состояния. Он стремится не только к совершению некоторых изменений во внешней среде или в своих взаимоотношениях с ней, но и к определенным эмоциям и чувствам. Большинство людей ходят в ради эстетических переживаний. Расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом слишком велико.

Перцептивный вход можно определить как воспринимаемый и существенный с точки зрения исполнителя действия аспект среды, или информация о текущем состоянии дел.

Выделяются три типа перцептивного входа:

1) некоторый аспект окружающей (внешней) среды;

2) информация о собственных действиях;

3) информация из внутренней среды (чувства, мысли, состояния).

Страницы: 1 2


Операции мышления. Виды мышления
Для того, чтобы вычленить и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия- операции соотнесения элементов друг с другом. Мыслительные, производимые с помощью физических или умственных действий операции соотнесения: · сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия ...

Особенности мышления детей с нарушением слуха
Мышление детей с нарушением слуха формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного и кончая словесно-логическим (абстрактно-понятийным) мышлением. Развитие мышления происходит в единстве с формированием словесной речи. Усваивая словесные обозначения предметов, их отношений ребенок овладевает способностью о ...

А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания
сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния; первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания стано ...