Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности
Страница 1

Инфо по психологии » Сущность и предмет изучения психологической науки » Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности

Мотивация

– это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.

Одному из представителей гуманистической школы в психологии принадлежит часто упоминающаяся в психологической литературе теория иерархии потребностей (мотивов). Автор ее, А. Маслоу, выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения:

1. физиологические;

2. безопасности;

3. принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить);

4. оценки (стремление к достижению, приобретению мастерства и компетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе);

5. самореализации (познавательные и эстетические).

Маслоу полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня: удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень.

Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта – когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

Поскольку мотивы низших уровней являются общими для всех людей, поведение, связанное с ними, является относительно хорошо предсказуемым, в то же время проявления высших мотивов таких, как потребность в самоактуализации, предельно индивидуализированы, а поэтому по сути дела непредсказуемы.

Деление мотивов на:

1. мотивы нужды (удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения)

2. мотивы роста (занимают относительно более высокое положение в иерархии).

Теория мотивационного контроля Д. Хайленда.

В теории мотивационного контроля выделяются четыре типа критерия соотнесения:

1. конечное состояние

2. скорость (темп) продвижения к цели, 3. определенный тип действия

4. определенная эмоция

Нередко человек формулирует то, к чему он стремится, в терминах некоторого конечного, итогового состояния.

Действие можно контролировать не только по степени удаленности от некоторого конечного состояния, но по темпу продвижения к цели.

Особенно важную роль критерий соотнесения типа темпа продвижения к цели приобретает в тех случаях, когда конечную цель определить затруднительно или невозможно.

Человека очень интересуют его собственные психические состояния. Он стремится не только к совершению некоторых изменений во внешней среде или в своих взаимоотношениях с ней, но и к определенным эмоциям и чувствам. Большинство людей ходят в ради эстетических переживаний. Расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом слишком велико.

Перцептивный вход можно определить как воспринимаемый и существенный с точки зрения исполнителя действия аспект среды, или информация о текущем состоянии дел.

Выделяются три типа перцептивного входа:

1) некоторый аспект окружающей (внешней) среды;

2) информация о собственных действиях;

3) информация из внутренней среды (чувства, мысли, состояния).

Страницы: 1 2


Методы и организация исследования. Методы исследования
Решение поставленных задач определило выбор следующих методов исследования: 1) Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2) Педагогическое тестирование. 3) Социометрический метод. 4) Педагогический эксперимент. 5) Методы математической статистики. Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников осущ ...

Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничив ...

Открытия, способствующие определению концепции состояний памяти (концепция временной организации памяти)
В опытах по запоминанию слогов психологи Дж. Мюллер и А. Пильцекер (1911) обнаружили, что заучивание второго ряда ухудшает запоминание первого. Такое тормозящее влияние одного обучения на другое объясняли нарушением реверберации процессов, развившихся после первого заучивания. Дж.Мюллер и А.Пильцекер применили эту идею для объяснения ре ...