Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельностиСтраница 1
Мотивация
– это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.
Одному из представителей гуманистической школы в психологии принадлежит часто упоминающаяся в психологической литературе теория иерархии потребностей (мотивов). Автор ее, А. Маслоу, выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения:
1. физиологические;
2. безопасности;
3. принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить);
4. оценки (стремление к достижению, приобретению мастерства и компетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе);
5. самореализации (познавательные и эстетические).
Маслоу полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня: удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень.
Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта – когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.
Поскольку мотивы низших уровней являются общими для всех людей, поведение, связанное с ними, является относительно хорошо предсказуемым, в то же время проявления высших мотивов таких, как потребность в самоактуализации, предельно индивидуализированы, а поэтому по сути дела непредсказуемы.
Деление мотивов на:
1. мотивы нужды (удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения)
2. мотивы роста (занимают относительно более высокое положение в иерархии).
Теория мотивационного контроля Д. Хайленда.
В теории мотивационного контроля выделяются четыре типа критерия соотнесения:
1. конечное состояние
2. скорость (темп) продвижения к цели, 3. определенный тип действия
4. определенная эмоция
Нередко человек формулирует то, к чему он стремится, в терминах некоторого конечного, итогового состояния.
Действие можно контролировать не только по степени удаленности от некоторого конечного состояния, но по темпу продвижения к цели.
Особенно важную роль критерий соотнесения типа темпа продвижения к цели приобретает в тех случаях, когда конечную цель определить затруднительно или невозможно.
Человека очень интересуют его собственные психические состояния. Он стремится не только к совершению некоторых изменений во внешней среде или в своих взаимоотношениях с ней, но и к определенным эмоциям и чувствам. Большинство людей ходят в ради эстетических переживаний. Расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом слишком велико.
Перцептивный вход можно определить как воспринимаемый и существенный с точки зрения исполнителя действия аспект среды, или информация о текущем состоянии дел.
Выделяются три типа перцептивного входа:
1) некоторый аспект окружающей (внешней) среды;
2) информация о собственных действиях;
3) информация из внутренней среды (чувства, мысли, состояния).
Конфликты в организациях
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.
Первая особенность связана со структурой такого конфлик ...
Генезис взаимоотношений детей младшего школьновозраста со сверстниками
Каждый человек, живущий в обществе, включен в систему социальных отношений, поэтому занимаясь исследованием личности, необходимо рассматривать ее в контексте данных отношений. В нашей стране проблема отношений в значительной степени разработана в работах Н.В. Мясищева. Выделяются два типа отношений: общественные и межличностные, но в да ...
Адаптация
Цель: Адаптация
образовательной программы к конкретным условиям функционирования.
Содержание деятельности:
— модификация программного содержания;
— констатация результатов адаптации программного содержания.
К примеру, практически все образовательные программы основываются на возрастной дифференциации, где каждому возрастному этапу с ...