Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
Страница 3

Как отмечает Т.А. Власова, очень важно, чтобы ребёнок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Если группе старших дошкольников предложить рассмотреть и запомнить картинки, примерно две трети из них просто с интересом рассматривают предложенное, а потом говорят, что всё запомнили. Не понимая поставленной задачи, эти дети не могут применить специальные приёмы заучивания (проговаривания вслух, повторное называние, группировка материала и т.д.). Продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию. [8].

Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на этот вид памяти. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного [7, 8].

Именно поэтому знать и учитывать особенности памяти дошкольников необходимо всем работникам дошкольного образовательного учреждения, чтобы планомерно готовить детей к обучению в школе, а значит и большему задействованию мнемической системы.

Необходимым условием высокой продуктивности запоминания является как осознание сути самого процесса, так и его целенаправленность. Из-за недостаточности устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания.

Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведённый материал от невоспроизведённого. Например, при запоминании картинок дети с ЗПР неоднократно повторяют названия одних и тех же из них, не замечая того, что при первом воспроизведении они уже называли некоторые.

Успешность запоминания существенно зависит от формы предъявления (наглядная или словесная) подлежащего заучиванию материала. Наглядный материал запоминается лучше, чем словесный. Это преимущество наглядной памяти над вербальной особенно отчётливо проявляется в начале школьного обучения. Однако с возрастом продуктивность при запоминании словесного материала растёт сравнительно более быстрыми темпами. Дети с ЗПР запоминают лучше материал в виде картинок, чем тот же по содержанию вербальный материал [9].

Мнемическая деятельность детей с ЗПР характеризуется также недостаточным умением использовать рациональные способы запоминания.

Одной из наиболее важных характеристик произвольной памяти, по мнению Т.А. Власовой, является эффективность опосредованного запоминания. Использование как внешних, так и внутренних опор является наиболее действенным способом расширения границ памяти и незаменимым средством компенсации её недостатков. Этой цели служит широкий арсенал средств – от узелков на память и записных книжек до сложных приёмов ассоциативного и смыслового увязывания запоминаемого материала с прошлым опытом. Овладение умением пользоваться приёмами опосредования особенно важно для лиц с ослабленной памятью. Соответствующая коррекционная работа оказывается плодотворной [8].

Без специального обучения приёмам запоминания дети с ЗПР испытывали серьёзные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении словесного материала. Вспомогательные средства в виде картинок не всегда превышали продуктивность их работы. Т.А. Власова, В.И. Лубовский выявили, что владение операцией установления смысловых связей ещё не гарантирует её успешного использования в качестве приёма запоминания (умение установить связи между словами и картинками не помогает ребёнку вспомнить эти слова при последующем предъявлении картинок). Любая мыслительная операция может быть использована в качестве приёма запоминания при условии её обратимости. Дети с нормальным развитием легко переходят от прямых операций к обратным. Например, без труда вспоминают слово по ассоциировавшейся с ним при запоминании картинке. По словам Т.В. Егоровой, для многих детей с ЗПР эта задача оказывается непосильной [7, 8, 13, 26].

Страницы: 1 2 3 4


Развитие личности: психосоциальные стадии. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольном камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самою характеристику «уверенностью». Младенец, имеющий базальное чувство «внутренний определенност ...

Психологически здоровое общество и психологическая культура человека
В этой связи психически здоровое общество – это-то общество, которое благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих потенций. Психически здоровое общество основано на демократическом управлении и представлениях о том, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, заниматься интересным делом и нуждаются в п ...

Гипноз
Гипно́з — погружение человека в транс, осуществляемое при помощи воздействия на него монотонных раздражителей, медикаментозных препаратов или другими способами. В состоянии гипноза часто осуществляется внушение. ...