Тесты, их классификация.

Инфо по психологии » Тестирование » Тесты, их классификация.

Тесты – это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что: 1) предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретации; 2) с помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.

1. Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам испытуемых, на которые определенно можно судить об их психологических качествах.

2. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят об изучаемом качестве.

Тесты-опросники и тесты-задания – применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это положительная черта данных тестов.

Недостаток состоит в том, что при использовании их испытуемый при желании может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.

Тесты-опросники и тесты-задания неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные качества и мотивы поведения, другие свойства, наличие которых осуждается.

3. Проективные тесты обычно предназначены как раз для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, “проецировать” их на других.

При применении тестов подобного рода об испытуемом судят на основе того, как он оценивает ситуации, других людей, какие свойства им приписывает.

Пользуясь проективными тестами, психологи вводят испытуемых в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно найти выход. Такими ситуациями могут быть: 1) поиск определенного смысла в сюжетно-неопределенных картинах; 2) завершение незаконченных предложений; 3) оценка поведения и поступков незнакомых людей в неясных ситуациях и т.п.

Тесты проективного типа: 1) предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуального развития испытуемых, и в этом заключается их основной недостаток; 2) требуют при их применении высокой профессиональной квалификации психолога и большого опыта работы.

Все рассмотренные методы исследования можно использовать для сбора данных о психологии и поведении людей как в реальной жизни, так и в специальных экспериментальных условиях. В силу множества причин, которые могут оказать влияние на психологию и поведение человека, и того, что в обычных условиях эти причины трудно контролировать, психологи в течение последних 40-50 лет чаще обращались к эксперименту как самому надежному средству получения достоверной информации об изучаемых явлениях.


Иррадиация
Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э.), архитектор и инженер Древнего Рима, в своих трудах указывал, что при сочетании темного и светлог ...

Причины депрессий в школе
Одним из серьёзных и неразрешённых во­просов современной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защи­щённости. В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, скрытой депрессии. Но тем не менее хотелось бы рассмот ...

Типы семьи ( полная - неполная, благополучная - неблагополучная)
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи счи ...