Тесты, их классификация.

Инфо по психологии » Тестирование » Тесты, их классификация.

Тесты – это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что: 1) предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретации; 2) с помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.

1. Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам испытуемых, на которые определенно можно судить об их психологических качествах.

2. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят об изучаемом качестве.

Тесты-опросники и тесты-задания – применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это положительная черта данных тестов.

Недостаток состоит в том, что при использовании их испытуемый при желании может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.

Тесты-опросники и тесты-задания неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные качества и мотивы поведения, другие свойства, наличие которых осуждается.

3. Проективные тесты обычно предназначены как раз для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, “проецировать” их на других.

При применении тестов подобного рода об испытуемом судят на основе того, как он оценивает ситуации, других людей, какие свойства им приписывает.

Пользуясь проективными тестами, психологи вводят испытуемых в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно найти выход. Такими ситуациями могут быть: 1) поиск определенного смысла в сюжетно-неопределенных картинах; 2) завершение незаконченных предложений; 3) оценка поведения и поступков незнакомых людей в неясных ситуациях и т.п.

Тесты проективного типа: 1) предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуального развития испытуемых, и в этом заключается их основной недостаток; 2) требуют при их применении высокой профессиональной квалификации психолога и большого опыта работы.

Все рассмотренные методы исследования можно использовать для сбора данных о психологии и поведении людей как в реальной жизни, так и в специальных экспериментальных условиях. В силу множества причин, которые могут оказать влияние на психологию и поведение человека, и того, что в обычных условиях эти причины трудно контролировать, психологи в течение последних 40-50 лет чаще обращались к эксперименту как самому надежному средству получения достоверной информации об изучаемых явлениях.


Человек как индивидуальность
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, ин ...

Расчет индекса дискриминативности заданий опросника
Показателем дискриминативности задания служит мера соответствия его успешного решения успешному решению всех заданий теста. Он называется коэффициентом дискриминации и вычисляется как коэффициент точечно-бисериальной корреляции между средним первичным результатом задания и средним первичным результатом задания и средним первичным резуль ...

Анализ статистических данных суицида среди подростков
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы. По итогам 2009 года отмечен высокий и очень высокий уровень самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения): Литва 2 Белоруссия 7 Россия 6 Казахстан 0 Венгрия 8 Латвия 6 Украина 5 ...