Структурные звенья самосознания, их генезис. Самосознание личности

Возрастная психология » Структурные звенья самосознания, их генезис. Самосознание личности

Самосознание – это осознание человеком самого себя и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Самосознание является неотъемлемым компонентом в формировании личности, а Я-концепция – его итоговым образованием.

Я-концепция по Р.Бернсу, – целостный образ собственного «Я», который включает три компонента: оценочный, эмоциональный, когнитивный.

§ Когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. – образ «Я»;

§ Эмоциональный компонент – аффективная оценка самого себя, связанная с особенностями эмоционального восприятия индивида – самооценка;

§ Оценочно-волевой компонент – поведенческие реакции, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.) – поведенческая реакция.

Я-концепция – это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой индивид строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

Критерии самосознания по В.С. Мерлину:

1. Осознание отличия себя от остального мира;

2. Осознание активности своего «Я»;

3. Осознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;

4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.


Введение.
Три основные – древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи. I Здоровье – физическое и неэтическое – связано с мироощущением, «настроем» и образом жизни. То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь. II Человек отв ...

Причины агрессивности детей
Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в период раннего детства. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного повеления, как "игры-потасовки". Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычн ...

Волны
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду . «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких ...