Структурные звенья самосознания, их генезис. Самосознание личности

Возрастная психология » Структурные звенья самосознания, их генезис. Самосознание личности

Самосознание – это осознание человеком самого себя и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Самосознание является неотъемлемым компонентом в формировании личности, а Я-концепция – его итоговым образованием.

Я-концепция по Р.Бернсу, – целостный образ собственного «Я», который включает три компонента: оценочный, эмоциональный, когнитивный.

§ Когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. – образ «Я»;

§ Эмоциональный компонент – аффективная оценка самого себя, связанная с особенностями эмоционального восприятия индивида – самооценка;

§ Оценочно-волевой компонент – поведенческие реакции, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.) – поведенческая реакция.

Я-концепция – это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой индивид строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

Критерии самосознания по В.С. Мерлину:

1. Осознание отличия себя от остального мира;

2. Осознание активности своего «Я»;

3. Осознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;

4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.


Этика делового общения
Этика делового общения - совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этические механизмы делового общения базируются на ритуалах, обычаях, традициях. ...

Базальная потребность возраста
Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что ме ...

Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов.
Мотив как определенный объект, находящийся вне ребенка и побуждающий его к деятельности, может им не осознаваться. В то же время возникновение такого мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции, таким образом, - явления разной природы, но динамично взаимосвязанные. Эмоции выражают особую значим ...