Введение

Групповая психокоррекция – это целенаправленное использование групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях.

Психокоррекционная группа – это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие «здесь» и «теперь» при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

В качестве самостоятельного направления групповая психокоррекция выступает лишь в том смысле, что рассматривает клиента в социально – психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы коррекционного процесса и фокусируясь не только на индивиде и на его внутриличностной проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром.

Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражает его истинные взаимоотношения.

Группа выступает как модель реальной жизни, где клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального регулирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а так же на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей клиенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Цели и задачи групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анамнез, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных, поведенческих стереотипов на основе анамнеза и использования межличностного взаимодействия.

Задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания:

1. Самопонимание (когнитивный аспект)

2. Отношение к себе (эмоциональный аспект)

3. Саморегуляция (поведенческий аспект)

В групповой психокоррекции основным инструментом коррекционного воздействия выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы клиента за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе «здесь» и «теперь». На этом основании иногда формируется точка зрения, согласно которой групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностоного взаимодействия, в то время как индивидуальная – на раскрытие, проработку глубинного внутриличностного конфликта.

Один из важнейших механизмов коррекционного воздействия в групповой психотерапии – возникновение и переживание клиентом в группе тех эмоциональных ситуаций, которые были у него в реальной жизни в прошлом и являлись субъективно неразрешимыми и неотреогированными, - предполагает проработку прошлого негативного опыта, проявляющегося в актуальной, эмоциональной ситуации в группе, без которой невозможно добиться позитивных, достаточно глубинных личностных изменений. Адекватное самопонимание также не может быть достигнуто вне общего контекста формирования развития личности клиента.


Теории восприятия
Современная психология восприятия представляет собой достаточно пеструю картину разнообразных подходов, методов и частных концепций, нацеленных на упорядочение непрерывно расширяющегося потока эмпирических данных. Тем не менее проблема восприятия принадлежит к числу классических. Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпиричес ...

Природа общения. Умение эффективно говорить
Умение говорить объединяет в себе несколько отдельных навыков: умение выступать; умение вести переговоры; умение договариваться по телефону; умение вести диалог. Умение выступать публично необходимо сегодня практически каждому работающему человеку, особенно актуально это для руководителей разного уровня. Якокка Ли в своей книге «Карьер ...

Рекомендации по результатам исследования
При создании адекватных условий для дальнейшего полноценного развития следует учитывать такие качества личности испытуемого, как повышенная тревожность и чувствительность. Необходимо поддерживать его, избегать публичной критики, выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к точности). Учитывая некоторую замкнутость испытуемо ...