Руководство психокоррекционной группой

Инфо по психологии » Работа психокоррекционной группы » Руководство психокоррекционной группой

Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Позиция его может быть директивной и недирективной.

Основные задачи группового психолога:

1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, а так же разработку предложенных тем.

2. Создание в группе условий для полного раскрытия клиентами своих проблем, и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.

3.Разработка и поддерживание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Средства воздействия можно разделить на два вида: 1) вербальные; 2) невербальные.

К вербальным относится:

1. Структурирование хода занятий;

2. Сбор информации;

3. Интерпретация;

4. Убеждение и переубеждение;

5. Предоставление информации;

6. Постановка задачи.

К невербальным относится: минутка, пантомимика. Работа под наблюдением супервизора позволяет обратить внимание на ригидные способы решения некоторых групповых проблем психологом обсудить тактику поведения в некоторых уникальных ситуациях, которые возникают в группе.

И. Ялом (1975) выделяет две основные роли группового руководителя:

1. Технический эксперт;

2. Эталонный участник.

С. Кратохвип (1978) описывает 5 основных ролей группового руководителя:

1. Лидер;

2. Аналитик;

3. Комментатор;

4. Эксперт;

5. Аутентичная личность.

Четыре основных стиля руководства:

1. Эмоциональная стимуляция;

2. Опека;

3. Познавательная ориентация;

4. Исполнительная функция.

КО – тренеры: Часто групповой руководят два тренера. В некоторых случаях в роли КО – тренера выступает начинающий психолог, приобретающий опыт руководства группой, в других случаях профессиональнгый уровень тренера и КО - тренера одинаков.

Типичные ошибки руководителя группы:

1. Опасная тенденция использование ведущим членов группы в собственных интересах.

2. Стремление достичь своих скрытых и невысказанных целей.

3. Ориентация лишь на одну стратегию или на одни метод: может послужить основанием для недоверия группы к ведущему.

4. Отягощаемость собственными большими переживаниями, на основе чего может возникнуть потребность центрировать группу на себя.

5. Непринятие личностного эмоционального участия в группе.


Группы возрастных периодизаций по Л.С. Выготскому
В свое время А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выroтский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л. С. Выготским в работе «Проблема возраста» (1984). Все существующие к тому времени периодизации Л. С. Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось столь ...

Подростковый кризис
Подростковым кризисом называют период гормонального взрыва, переход из младшего подросткового возраста в старший. Кризис наступает у одних детей в 10-11 лет (у девочек), у других в 14-15 лет (у мальчиков), но наиболее часто в психологии его отмечают как кризис 13 лет. Это негативная фаза полового созревания. Кризисный период обычно прот ...

Обобщенный характер установки
Ненужность понятия бессознательного . Установка . представляет собой состояние, которое, не будучи само содержанием сознания, все же оказывает решающее влияние на его работу. В таком случае настоящее положение вещей следовало бы представить себе следующим образом: наши представления и мысли, наши чувства и эмоции, наши акты волевых реше ...