Руководство психокоррекционной группой

Инфо по психологии » Работа психокоррекционной группы » Руководство психокоррекционной группой

Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Позиция его может быть директивной и недирективной.

Основные задачи группового психолога:

1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, а так же разработку предложенных тем.

2. Создание в группе условий для полного раскрытия клиентами своих проблем, и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.

3.Разработка и поддерживание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Средства воздействия можно разделить на два вида: 1) вербальные; 2) невербальные.

К вербальным относится:

1. Структурирование хода занятий;

2. Сбор информации;

3. Интерпретация;

4. Убеждение и переубеждение;

5. Предоставление информации;

6. Постановка задачи.

К невербальным относится: минутка, пантомимика. Работа под наблюдением супервизора позволяет обратить внимание на ригидные способы решения некоторых групповых проблем психологом обсудить тактику поведения в некоторых уникальных ситуациях, которые возникают в группе.

И. Ялом (1975) выделяет две основные роли группового руководителя:

1. Технический эксперт;

2. Эталонный участник.

С. Кратохвип (1978) описывает 5 основных ролей группового руководителя:

1. Лидер;

2. Аналитик;

3. Комментатор;

4. Эксперт;

5. Аутентичная личность.

Четыре основных стиля руководства:

1. Эмоциональная стимуляция;

2. Опека;

3. Познавательная ориентация;

4. Исполнительная функция.

КО – тренеры: Часто групповой руководят два тренера. В некоторых случаях в роли КО – тренера выступает начинающий психолог, приобретающий опыт руководства группой, в других случаях профессиональнгый уровень тренера и КО - тренера одинаков.

Типичные ошибки руководителя группы:

1. Опасная тенденция использование ведущим членов группы в собственных интересах.

2. Стремление достичь своих скрытых и невысказанных целей.

3. Ориентация лишь на одну стратегию или на одни метод: может послужить основанием для недоверия группы к ведущему.

4. Отягощаемость собственными большими переживаниями, на основе чего может возникнуть потребность центрировать группу на себя.

5. Непринятие личностного эмоционального участия в группе.


Конфликтная ситуация. Понятие конфликтной ситуации
Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с те ...

Механизм стресса
Стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы. Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что ...

Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие возраста
Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий возрастной психологии. Самое общее, формальное определение возраста имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст. 1. Абсолютный (календарный, или хронологический) возра ...