Введение
Страница 1

Слово «депрессия» употребляют в разных смыслах — в науч­ном, общежитейском и литературном. В последних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией не является. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижение настроения, знакомое едва ли не каждому че­ловеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер; гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и у совершенно здоровых людей). У детей и подростков часто регистрируют дистимию — такое кратковременное наруше­ние настроения, которое проявляется раздражительностью, плак­сивостью, капризностью, вегето-сосудистыми расстройствами. Ес­ли человек встал утром «с левой ноги», т. е. злобен, раздра­жен, всем делает замечания, всем недоволен, ищет, на ком бы сорвать злобу, то в таких случаях говорят о дисфориях, которые бы­вают у больных эпилепсией и у лиц с органическими поврежде­ниями головного мозга.

Как правило, в житейском и литературном смысле и дисфории, и дистимии, и гипотимии называют депрессиями и потом удив­ляются, откуда это столько депрессий развилось!

Истинные же депрессии, конечно, существуют, и не так редко. Они бывают не только при маниакально-депрессивном психозе, но и практически при всех душевных расстройствах. Например, нет и не может быть ни одного выраженного невроза, который бы не протекал с пониженным настроением, в некоторых случаях де­прессивным. Нередко депрессивное настроение как бы прикры­вается другими расстройствами, например соматическими. Начи­нают давать такому больному, который долгое время маялся по терапевтическим кабинетам, препараты, снимающие депрессию (антидепрессанты), как его соматическое состояние резко улуч­шается. Вот и говорят о депрессиях в маске соматического заболевания.

Чаще всего в практике детского и подросткового психиатра встречаются невротические депрессии и специфические депрессии у подростков[7,139].

В чем смысл невротических депрессий? Человек испытывает неблагоприятное психическое воздействие (оно неблагоприятно лишь для данного индивида, 99% других людей это воздействие не воспринимают как неблагоприятное), у него ухудшается на­строение, он испытывает чувство своей неполноценности, ущерб­ности, ругает себя, ищет у себя всевозможные недостатки и т. д. Все это сочетается с невротическими нарушениями сна, аппетита и пр. Но в любом случае на первый план выходит стойкое по­нижение настроения, зависящее от ситуации. Вот это расстрой­ство ученый из ФРГ X. Фёлькель и назвал «невротической деп­рессией». В нашей стране оно было подробно описано Надеждой Дмитриевной Лакосиной в 1970 году. У детей невротическая деп­рессия — это не столько депрессия, сколько гипотимия и дистимии.

Актуальность исследования. Депрессия у подростков — это совсем другое дело, до конца еще не изученное. Давно известно, что данный возрастной период, хотя то и «опьянение без вина» (Гете), часто сопровождается грустью и печалью, которые нередко достигают такой степени, что подросток добровольно расстается с жизнью.

Депрессии у подростков могут выступать в «чистом» виде и в какой-то маске (скрытой). Обычно во втором случае подростки жалуются на общую разбитость, пониженное настрое­ние, отсутствие аппетита, непонятные боли в разных частях тела. Если жалобы затянулись, если поведение больного вызывает опа­сение у окружающих, то такого подростка лучше проконсульти­ровать с педиатром, а тот уже решит, нужно ли обращаться к психиатру. Подобные депрессии обычно излечиваются без следа, нужно только правильно их лечить. Но если речь идет о деп­рессии, то всегда нужно быть начеку: почти все самоубийства совершаются, когда настроение понижено, когда одолела тоска и потерян смысл жизни. Всякое неуважение к школьнику, гру­бое к нему отношение (учитывая тем более повышенную рани­мость подростков, их чрезмерную чувствительность ко всякого рода замечаниям и нотациям) — это и многое другое могут вызвать пониженное настроение или резко заострить его, а от этого до не­поправимой беды один шаг.

Цель данной работы: рассмотреть причины появления и выявления подростковой депрессии.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи;

- выявить признаки депрессии у подростков;

- проанализировать причины появления депрессивного состояния у подростков;

Страницы: 1 2


Влияние средств массовой информации
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризуют как информационное общество, т.е. ...

Иллюзии переработки информации
Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представл ...

Основные методы психодиагностики и их классификация
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации. Операционализация – предполагает указания на пра ...