Введение

Известно, что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

Формирование у слепых дошкольников представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций имеет, на наш взгляд, огромное значение не только для их познавательной деятельности, но и для полноценного психического развития.

Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь с недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира (в частности, цвета), дети тяжело переживают это. Причем если у ребенка 5 - 7 лет это протекает уже на уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все, то маленький слепой ребенок (2 - 4 лет), не понимая того, что с ним происходит, также испытывает чувство глубокого душевного дискомфорта. Такое состояние нередко усугубляется неправильными действиями взрослых, выражающих в его присутствии свою оценку ситуации, сокрушающихся по поводу бесперспективности его будущего.

Вся система коррекционных занятий тифлопедагога базируется на обучении детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность).

С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой ребенок может приобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.). Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.

Роль слухового восприятия в познавательной деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нарушением зрения велика. Люди, имеющие нарушения зрения (с незначительным остаточным зрением или полной слепотой), могут по интонации голоса, по особенностям речевого общения совершенно точно определить душевное состояние, понять, какое настроение, как бы человек ни старался его скрыть.

Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников с зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей познания окружающего мира детей каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения.

Одна из таких особенностей - дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных представлений. В задачу тифлопедагога входит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Так, при наблюдении за птицами на территории детского сада детей учили различать крики птиц; на занятиях по ознакомлению, например, с кошкой они не только внимательно зрительно-осязательно обследовали животное, но и играли с кошкой, кормили ее.


Невербальные средства общения
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: вербальному и невербальному. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Невербальные средства об ...

Обоснование выдвигаемых положений
После информирования присутствующих и ответов на вопросы наступает основной этап деловой беседы — обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное мнение, занимается определенная позиция как вами, так и вашим собеседником. С помощью аргументов можно полностью или частично изменить позицию и мнение собеседника ...

Социально-психологические аспекты межличностных отношений в сфере физической культуры и спорта. сихологические особенности межличностных отношений в группе
Межличностные отношения — объективно переживаемые взаимосвязи между людьми. Отношения людей обладают весьма большим разнообразием, отражая многогранные мотивы деятельности людей в различных областях производства, науки, просвещения, политики, управления государством, а также отношения в семье, с друзьями и товарищами. При этом часть эт ...