Закономерности памяти и их проявления в профессиональной деятельности правоохранительных органов
Страница 2

Инфо по психологии » Использование закономерностей и особенностей памяти свидетелей и потерпевших в правоохранительной деятельности » Закономерности памяти и их проявления в профессиональной деятельности правоохранительных органов

В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретиться с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные в центре к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывает элементы друг на друга.

Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последующие называется проактивным («вперед действующим») торможением. Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущее - ретроактивным («назад действующим») торможением. Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в памяти. Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально - логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в сознании.

Если при анализе свидетельских показаний мы чаще имеем дело с непроизвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная память. Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов, событий. Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, судья и т.д. должны пользуясь определенными приемами, повышать качество запоминания. Перечислим некоторые приемы, улучшающие запоминание, которые могут использоваться в практической деятельности юриста:

-смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов;

-составление плана, в котором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению; при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям: по интересующим следователем лицам, расследуемым эпизодам и т.д.;

-составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными их элементами, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

-сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документов и в других источниках информации;

-классификация, систематизация материала, следственной судебной практики, текущего законодательства и других нормативных материалов.

Воспроизведение можно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и собственно воспроизведение (припоминание).

Узнавание - это воспроизведение объекта при повторном его восприятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями. Узнать объект - это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем сознании образа. Узнавание - это соотнесение воспринимаемого в данный момент времени с тем, что воспринималось раньше и следы чего до сих пор хранятся в памяти человека. Узнать не значит, что-то вспомнить; это значит лишь иметь ощущение уже увиденного, знакомого.

Правда в динамике процессов памяти узнавание обычно предшествует припоминанию, поэтому узнавание также можно рассматривать как этап припоминания.

Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъявления объекта. Оно также бывает непроизвольным, например, в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда свидетелю предлагается рассказать о том, что ему известно по делу. В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуется усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминания. Разновидностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с извлечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.

В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей и потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведение. Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъявленные предметы, рассказать, если ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел (ст.193 УПК). Примером по существу комбинированного вида воспроизведения может служить проверка показаний обвиняемого, свидетеля и т.д. на месте, связанном с исследуемым событием (ст.194 УПК).

Страницы: 1 2 3


Психологическая карта учащегося
Общие сведения: Ф.И.О.: Климов Андрей Васильевич Класс: 8 «Б» МОУ СОШ № Возраст: 14 лет. Дата рождения: 23.09.1992 г. Пол: Мужской Состав семьи: отец Василий Павлович, возраст 39 лет, образование высшее техническое, инженер; мать Марина Николаевна, возраст 37 лет, образование среднее техническое, швея; старший брат Алексей, возр ...

Понимание явления дауншифтинга в сознании людей. Мифы о дауншифтинге
С возникновением нового течения, как известно, люди делятся на его сторонников, противников и тех, кому все равно. Все эти подгруппы на первых порах активно обсуждают это явление и, зачастую не понимая или недопонимая, делают определенные выводы, основанные на домыслах. Так рождаются мифы. О дауншифтинге тоже ходят мифы различного харак ...

Развитие психических функций дошкольника
1. Речь. В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения (обучение чтению и письму). Развивается звуковая сторона речи – произношение. Интенсивно растет словарный состав. Развивается грамматический строй речи, в связи с ...