Законы памяти
Страница 1

Законами памяти называются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законе забывания материала, то под ним соответственно, понимается закономерно идущий процесс забывания. Законов памяти довольно много, и все они открыты в соответствующих научных исследованиях памяти человека, которые непрерывно ведутся психологами разных стран уже более столетия.

Имея представление о законах памяти, мы можем объяснить, почему у отдельного человека или у многих людей память функционирует именно так, а не иначе. Следовательно, знание законов помогает пониманию и объяснению конкретных явлений. Наконец знать законы памяти необходимо, чтобы пользуясь ими, улучшать память человека.

Закон ассоциаций. Это один из видов законов памяти, и он формулируется следующим образом: чем дольше разнообразных связей и ассоциаций будет выявлено между частями сложно устроенного материала в процессе его анализа, а также чем больше связей или ассоциаций будет установлено между запоминаемым и уже известным человеку материалом, тем быстрее и лучше вновь воспринимаемый материал запомнится, дольше сохранится в памяти и легче припомнится в нужный момент. Для того, чтобы лучше запомнить сложный текст нужно его разделить на части и выяснить, каким образом эти части связаны друг с другом. Или же, если мы что-либо желаем запомнить прочно и надолго, то, согласно этому закону, необходимо связать запоминаемое с тем, что мы уже знаем. Вообще любое размышление, направленное на выявление внутренних или внешних связей запоминаемого материала с другим, известным нам материалом, улучшает запоминание, сохранения в памяти и воспроизведение данного материала. Слова - синонимы запоминаются лучше, чем другим слова потому, что между ними существует прямая смысловая связь, соответствующая ассоциации по сходству. Слова - антонимы нами тоже запоминаются вместе легко по той причине, что между ними образуется связь, соответствующая ассоциации по контрасту. Части любого материла, взаимно дополняющие друг друга, также запоминаются и припоминаются вместе потому, что между ними образуется третий тип ассоциаций - ассоциация по дополнению (смежности).

Закон связи памяти с мышлением. Суть этого закона заключается в том, что память человека на высших уровнях ее развития тесным образом связана с мышлением человека. Чем больше человек размышляет над запоминаемым материалом, тем лучше и быстрее данный материал запоминается. Иногда вообще достаточно подумать над материалом, чтобы запомнить, и не требуется прилагать каких-либо дополнительных усилий для запоминания.

Закон связи памяти с воображением. Иногда человек старается представить запоминаемое в виде образа, что само по себе способствует запоминанию. В связи с этим суть закона заключается в следующем: образное представление или активное включение воображения в процесс запоминания материала почти всегда улучшает запоминание и припоминание соответствующего материала.

Страницы: 1 2


Психологическое консультирование, его цели, задачи, формы, виды, теории и модели. Определение психологического консультирования
Выявление объекта помощи является доминирующей интенцией консультирования. Необходимо показать человеку его основные проблемы, стоящие препятствием к дальнейшему развитию и довести до ауторефлексии причины его психологических проблем. В эмпантийном общении, консультант использует свои способности для активизации способностей клиента. В ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Задачи, методы и организация исследования
В данной работе нами поставлена цель – на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования внимания выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза, на этой основе обосновать рекомендации по развитию процесса внимания у младших школьников. ...

Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
С целью изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования в этой области мы организовали констатирующий этап. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения детского сада № 372 комбинированного вида г. Волгограда. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет (10 человек). Наш ...