Законы памяти
Страница 1

Законами памяти называются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законе забывания материала, то под ним соответственно, понимается закономерно идущий процесс забывания. Законов памяти довольно много, и все они открыты в соответствующих научных исследованиях памяти человека, которые непрерывно ведутся психологами разных стран уже более столетия.

Имея представление о законах памяти, мы можем объяснить, почему у отдельного человека или у многих людей память функционирует именно так, а не иначе. Следовательно, знание законов помогает пониманию и объяснению конкретных явлений. Наконец знать законы памяти необходимо, чтобы пользуясь ими, улучшать память человека.

Закон ассоциаций. Это один из видов законов памяти, и он формулируется следующим образом: чем дольше разнообразных связей и ассоциаций будет выявлено между частями сложно устроенного материала в процессе его анализа, а также чем больше связей или ассоциаций будет установлено между запоминаемым и уже известным человеку материалом, тем быстрее и лучше вновь воспринимаемый материал запомнится, дольше сохранится в памяти и легче припомнится в нужный момент. Для того, чтобы лучше запомнить сложный текст нужно его разделить на части и выяснить, каким образом эти части связаны друг с другом. Или же, если мы что-либо желаем запомнить прочно и надолго, то, согласно этому закону, необходимо связать запоминаемое с тем, что мы уже знаем. Вообще любое размышление, направленное на выявление внутренних или внешних связей запоминаемого материала с другим, известным нам материалом, улучшает запоминание, сохранения в памяти и воспроизведение данного материала. Слова - синонимы запоминаются лучше, чем другим слова потому, что между ними существует прямая смысловая связь, соответствующая ассоциации по сходству. Слова - антонимы нами тоже запоминаются вместе легко по той причине, что между ними образуется связь, соответствующая ассоциации по контрасту. Части любого материла, взаимно дополняющие друг друга, также запоминаются и припоминаются вместе потому, что между ними образуется третий тип ассоциаций - ассоциация по дополнению (смежности).

Закон связи памяти с мышлением. Суть этого закона заключается в том, что память человека на высших уровнях ее развития тесным образом связана с мышлением человека. Чем больше человек размышляет над запоминаемым материалом, тем лучше и быстрее данный материал запоминается. Иногда вообще достаточно подумать над материалом, чтобы запомнить, и не требуется прилагать каких-либо дополнительных усилий для запоминания.

Закон связи памяти с воображением. Иногда человек старается представить запоминаемое в виде образа, что само по себе способствует запоминанию. В связи с этим суть закона заключается в следующем: образное представление или активное включение воображения в процесс запоминания материала почти всегда улучшает запоминание и припоминание соответствующего материала.

Страницы: 1 2


Ранняя юность (15 – 17 лет). Общая характеристика возраста
В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овла ...

Социальная ситуация развития младенца
Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и для младенчества. На первый взгляд может показаться, что младенец совершенно не социальное существо. Он еще не владеет основным средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением просте ...

Понятие характера и способы его изучения
Структура личности – концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера. В психологии понятие характер ( от греч. charakter – «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных о ...