Кризис «середины жизни»
Наиболее дискуссионным вопросом является вопрос о кризисе середины жизни, его хронологических границах, содержании и применении в отношении кризиса понятия нормативности. В связи с последним, некоторые западные исследователи придерживаются «модели перехода» и определяют задачи развития для каждого периода взрослости. Большое значение придается «антиципаторной социализации» (Крайг Г., 2000), различным механизмам преобразования ситуаций и более обобщенным «техникам жизни» взрослого (Анцыферова Л.И., 1994), которые во многом определяют, будет ли ситуация восприниматься как трудная, кризисная или нет. Таким образом, выделение нормативных стабильных и критических периодов в жизни взрослого человека является некоторым упрощением проблемы, так как вариативность развития взрослого значительно возрастает. Для выделения и изучения критических периодов взрослости В.Р. Манукян предлагает выработать целостную концепцию, основными моментами которой могут стать:
1. Учет биографического фактора, исследование субъективной картины жизненного пути, эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему.
2. Охват основных сфер жизнедеятельности взрослого – семьи, профессии, внутренних смыслов.
3. Нежесткая привязка к хронологическому возрасту.
4. Использование сравнительно-возрастного метода на всем продолжении зрелого периода. Такой подход позволит найти путь к адекватной расстановке и обобщению разрозненных фактов в области психологии взрослых, выявить некоторые закономерности в периодизации и логике развития взрослых.
Феноменология кризиса взрослости по В.И. Слободчикову:
1. Кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно: большинство людей непосредственно перед кризисом живут интенсивной и насыщенной событиями жизнью.
2. Появляется проблема убывания жизненных сил и привлекательности. К 40 годам появляются первые признаки убывания физических сил. Человек начинает серьезно задумываться о своем здоровье.
3. меняется на обратный знак соотношение между пройденным и оставшимся жизненным временем.
4. Происходит осознание разрыва между мечтами и действительностью, что может оказаться угрожающим для личности (особенно творческой – в 40 лет нет уже понятия «подающий надежды», это время исполнения обещаний). Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами резко возрастает.
5. Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений. Одни люди охладевают к интимной сфере, другие начинают смотреть на всех представителей противоположного пола как на «потенциальных партнеров, а на людей своего пола как на потенциальных «соперников».
6. Женщины сталкиваются с проблемами кризиса раньше, чем мужчины (примерно, в 35 лет). Мужчины подходят к кризису середины жизни к 39-40 годам.
Кризис середины жизни можно назвать кризисом ценностей (А.В. Толстых, В.И. Слободчиков и др.). Его преодоление связано с поиском новых ценностных оснований жизни.
Результатом кризиса середины жизни является выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение изменений во все области привычного существования, приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни.
Выход из кризиса середины жизни может быть как позитивным, так и негативным (Б.Г.Братусь). При позитивном варианте человек находит пути дальнейшего самосовершенствования; он достигает соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменяет смысловую сферу в том направлении, в котором будет возможно поступательно развитие личности.
Невозможность осознания альтернативы приводит к аномальному развитию личности: появлению разного вида «защитных» мотивов, которые толкают к ложнокомпенсаторной деятельности, смысл которой сводится к тому, чтобы оставить прежним внутреннее противоречие и тем самым приспособиться к нему.
Основные новообразования периода по Э.Эриксону:
1. Производительность (генеративность) – заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, что означает направленность не только на свое потомство, но и на более широкий социум.
2. Порождение - продолжение рода.
Эти новообразования реализуются в заботе о воспитании нового поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве.
Типы семьи ( полная - неполная, благополучная - неблагополучная)
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи счи ...
Структура юридического конфликта
Структура социального конфликта может быть выражена следующей формулой: К = КС + С + И, где К — конфликт; КС — конфликтная ситуация; С — стороны (субъекты) конфликта; И — инцидент (прямое столкновение субъектов конфликта).
Конфликтная ситуация — это напряженность в отношениях между сторонами, вызванная возникновением реального жизнен ...
Представления о психике в средние века
Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусст ...