Кризис «середины жизни»

Возрастная психология » Кризис «середины жизни»

Наиболее дискуссионным вопросом является вопрос о кризисе середины жизни, его хронологических границах, содержании и применении в отношении кризиса понятия нормативности. В связи с последним, некоторые западные исследователи придерживаются «модели перехода» и определяют задачи развития для каждого периода взрослости. Большое значение придается «антиципаторной социализации» (Крайг Г., 2000), различным механизмам преобразования ситуаций и более обобщенным «техникам жизни» взрослого (Анцыферова Л.И., 1994), которые во многом определяют, будет ли ситуация восприниматься как трудная, кризисная или нет. Таким образом, выделение нормативных стабильных и критических периодов в жизни взрослого человека является некоторым упрощением проблемы, так как вариативность развития взрослого значительно возрастает. Для выделения и изучения критических периодов взрослости В.Р. Манукян предлагает выработать целостную концепцию, основными моментами которой могут стать:

1. Учет биографического фактора, исследование субъективной картины жизненного пути, эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему.

2. Охват основных сфер жизнедеятельности взрослого – семьи, профессии, внутренних смыслов.

3. Нежесткая привязка к хронологическому возрасту.

4. Использование сравнительно-возрастного метода на всем продолжении зрелого периода. Такой подход позволит найти путь к адекватной расстановке и обобщению разрозненных фактов в области психологии взрослых, выявить некоторые закономерности в периодизации и логике развития взрослых.

Феноменология кризиса взрослости по В.И. Слободчикову:

1. Кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно: большинство людей непосредственно перед кризисом живут интенсивной и насыщенной событиями жизнью.

2. Появляется проблема убывания жизненных сил и привлекательности. К 40 годам появляются первые признаки убывания физических сил. Человек начинает серьезно задумываться о своем здоровье.

3. меняется на обратный знак соотношение между пройденным и оставшимся жизненным временем.

4. Происходит осознание разрыва между мечтами и действительностью, что может оказаться угрожающим для личности (особенно творческой – в 40 лет нет уже понятия «подающий надежды», это время исполнения обещаний). Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами резко возрастает.

5. Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений. Одни люди охладевают к интимной сфере, другие начинают смотреть на всех представителей противоположного пола как на «потенциальных партнеров, а на людей своего пола как на потенциальных «соперников».

6. Женщины сталкиваются с проблемами кризиса раньше, чем мужчины (примерно, в 35 лет). Мужчины подходят к кризису середины жизни к 39-40 годам.

Кризис середины жизни можно назвать кризисом ценностей (А.В. Толстых, В.И. Слободчиков и др.). Его преодоление связано с поиском новых ценностных оснований жизни.

Результатом кризиса середины жизни является выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение изменений во все области привычного существования, приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни.

Выход из кризиса середины жизни может быть как позитивным, так и негативным (Б.Г.Братусь). При позитивном варианте человек находит пути дальнейшего самосовершенствования; он достигает соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменяет смысловую сферу в том направлении, в котором будет возможно поступательно развитие личности.

Невозможность осознания альтернативы приводит к аномальному развитию личности: появлению разного вида «защитных» мотивов, которые толкают к ложнокомпенсаторной деятельности, смысл которой сводится к тому, чтобы оставить прежним внутреннее противоречие и тем самым приспособиться к нему.

Основные новообразования периода по Э.Эриксону:

1. Производительность (генеративность) – заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, что означает направленность не только на свое потомство, но и на более широкий социум.

2. Порождение - продолжение рода.

Эти новообразования реализуются в заботе о воспитании нового поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве.


Раппорт
Одним из центральных понятий НЛП является «раппорт», под которым понимается процесс построения и поддержания атмосферы взаимного доверия, гармонии и сотрудничества при взаимоотношениях посредством коммуникации с подсознанием партнёра в результате присоединения и ведения в общении. «Как вы попадаете в замкнутый цикл коммуникации? Как вы ...

Работа психокоррекционной группы
Факторы влияющие на эффективность психокоррекционной работы: 1. Универсальность – «чувство общности». Фактор обозначает, что проблемы клиента универсальны и в той или иной степени проявляются у всех людей. Клиент не одинок в своих проблемах. 2. Принятие или акцепция. С. Кратохвип называет этот фактор эмоциональной поддержкой. При эмоц ...

Психическое развитие
Психическое развитие – это многосторонний и динамичный процесс, охватывающий потенциальные возможности и реальные психические проявления человека: темперамент, способности, особенности мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер. В возрастной психологии, психическое развитие – это закономерные изменения челов ...