Типология юридического конфликта
Страница 2

Инфо по психологии » Юридический конфликт » Типология юридического конфликта

2. По природе соответствующих правовых норм. Они подразделяются на уполномочивающие, обязывающие, запрещающие. При уполномочивающей норме конфликт может возникнуть между уполномоченным субъектом и частным лицом (физическим или юридическим), чьи интересы нарушены или могут быть нарушены уполномоченным субъектом[7]. Примером служат конфликты, нередко возникающие между населением и местными властями из-за отведения администрацией под дачи или иные сооружения земельных участков, традиционно используемых жителями для сенокоса, выпаса скота, сбора грибов и т.п.

При нарушении обязывающей нормы возможен конфликт между обязанным лицом и государством (представителем государственного органа). В этом случае не только гражданин обязан соблюдать соответствующую норму, но и государственный служащий должен требовать ее выполнения. Например, если контролер, не желая вступать в конфликт с безбилетником, просто отпустит его, он автоматически вступит в другой конфликт — с государством.

Нарушение запрещающих норм ведет к конфликту госу­дарства с физическим или юридическим лицом, допустившим его (конфликт браконьеров с инспекцией рыбоохраны).

3. По системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов, т.е. связанных с работой соответствующих государственных органов. Это судебный конфликт; конфликт по поводу работы прокуратуры, милиции, арбитража и т.п. Деятельность правоприменительных и правоохранительных органов сложна и не исключает случаев бюрократизма, некомпетентности и недобросовестности служащих. Например, замеры уровня правовых знаний работников органов внутренних дел показали, что 30—35% обследованных сотрудников полностью или частично не отвечают требованиям, необходимым для выполнения служебных обязанностей. Результат столь распространенной некомпетентности сказывается на судьбах людей. 46% уголовных дел, изученных рядом исследователей, также показали, что причина следственных ошибок — отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков. Все это снижает меру доверия граждан к институтам, призванным их защищать; возраста­ет вероятность конфликтов между гражданами, обратившимися в милицию или задержанными ею, и представителями ОВД. Далеко не редкостью являются факты взаимного оскорбления участников судебного процесса. Согласно социологическим исследованиям 84,6% следователей из 200 опрошенных наблюдали это[8].

Судебный процесс по своей конструкции содержит значительный элемент состязательности, а следовательно, является по природе конфликтогенным. Однако когда добавляется некомпетентность и взаимное недоверие сторон, то протекание процесса оказывается еще более острым, напряженным.

Большая загруженность следователей и судей, постоян­ный дефицит времени также не способствуют качественной работе. Если в других видах труда напряженность возникает только в "аварийных ситуациях" (перед пуском новой конвейерной линии на заводе; в конце отчетного периода в бухгалтерии и т.п.), то в деятельности сотрудников ОВД подобная об­становка постоянна и считается общепринятой. В этом еще один фактор конфликтности. Следует учитывать также, что деятельность характеризуемых институтов связана с пресечени­ем нарушений законов гражданами и юридическими лицами, что в свою очередь еще более конфликтогенно. В этой связи можно отметить еще одно отличие ОВД от других организа­ций. Правоохранительные и правоприменительные органы функционально имеют антагонистические условия работы. Конфликт здесь — явление закономерное.

Страницы: 1 2 3


Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
Пиаже выделяет три главных периода развития: 1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет). 2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет). 3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет). Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, ...

Основные характеристики возрастных кризисов
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Согласно теории критических периодов детского развития, каждый критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного ...

Что такое психоанализ?
Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но ...