Обоснование выбора и характеристика методов исследования
Методов изучения человеческих взаимоотношений достаточно много. Часть методов характеризует персональное отношение к другим людям, другие – положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых – отношений, третьи – психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен. В данном исследовании нас интересует вторая группа методов, т.е. та, которая дает информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе. Наиболее надежным и валидным в этой области считается метод социометрии.
Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах социальной психологии, микросоциологии. Данный метод позволяет повысить эффективность деятельности данной группы, регулировать возникновение конфликтов. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов, упомянутых выше.
Необходимо оговорить и методологические основания применения социометрического метода. Социальная действительность, окружающая нас, фиксируется в нашем сознании в двух взаимосвязанных формах – рациональной и эмоциональной. Данные формы отражения лежат в основе перцептивных механизмов и механизмов понимания людьми друг друга. Возникший в результате образ восприятия людей, отношений порождает оценочные суждения относительно них. В оценке и мнениях друг о друге мы можем видеть образы наших реальных взаимоотношений. Именно изучение этих субъективных образов, отражающих реальные процессы, и составляет сущность социометрии. Данный метод на сегодняшний день является одним из основных, позволяющих вскрыть механизмы реального социально-психологического поведения человека в группе. Это возможно объяснить тем, что социометрический опрос, имея дело со специфическими взаимными оценками поведения людей, фиксирует не просто «созерцательную сторону личного отношения к объекту, не просто мнение о другом человеке, а эмоционально-регулятивный аспект взаимоотношений, т.е. психологически потенциальный или реальный характер отношения к другому человеку» [6, с.38]. Такого эффекта социометрия достигает с помощью специфической формулировки задачи на оценивание – в форме вопроса, требующего выбрать либо отвергнуть других членов группы для совместного выполнения задания, совместного удовлетворения той или иной социализированной потребности, совместной учебы и т.д. В результате таких выборов, сделанных всеми членами группы, образуется социометрическая конфигурация, которая и будет отражать реальную структуру и подструктуры взаимоотношений в изучаемой нами группе. Получая знания о положении человека во внутригрупповой структуре, мы определяем его статус, являющийся показателем социально-психологических свойств личности как объекта коммуникаций в группе. Статус фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении, взаимодействии с другими в определенных ситуациях.
В данном исследовании был использован один из вариантов данной методики, предложенный Р.В. Овчаровой [53] для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям предлагается расселить своих одногруппников в различные жилые помещения: дворец, квартира, изба и шалаш.
Социометрический статус высчитывается по формуле:
С = 4В(1) + 3В(2) + 2В(3) + 1В(4)
К-1
С – социометрический статус,
К – количество испытуемых,
В(1)- количество 1-х выборов (дворец),
В(2)- количество 2-х выборов (квартира),
В(3)- количество 3-х выборов (изба),
В(4)- количество 4-х выборов (шалаш).
Полученные коэффициенты социометрического статуса означают следующее: 3,4 – 3 – лидер,”звезда”;
2,9 – 2,5 – предпочитаемый;
2,4 – 2 – принимаемый;
1,9 – 1 – изолированный.
Данная методика используется с целью получить социометрический коэффициент, который будет использован в дальнейшей работе.
СЕМАН
Проблема формирования культуры профессионального мышления в теории и
практике подготовки учителей. Состояние сформированности
культуры профессионального мышления у учителей
По мнению А.И. Пискунова, главной функцией школьного учителя является «максимальное обеспечение развития всех сторон личности ребенка, подростка, юноши, нравственного, в самом широком его понимании, эстетического, физического, интеллектуального с учетом индивидуальных возможностей, интересов и склонностей, что в совокупности и составляе ...
Гештальт-исследования проблем научения: инсайт и
интеллект человекообразных обезьян
В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблему, посвященную решению задач реструктурирования перцептивного поля.
Келер трактовал результаты подо ...
Понятие личности в психологии
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
По ...