Обоснование выбора и характеристика методов исследования

Методов изучения человеческих взаимоотношений достаточно много. Часть методов характеризует персональное отношение к другим людям, другие – положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых – отношений, третьи – психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен. В данном исследовании нас интересует вторая группа методов, т.е. та, которая дает информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе. Наиболее надежным и валидным в этой области считается метод социометрии.

Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах социальной психологии, микросоциологии. Данный метод позволяет повысить эффективность деятельности данной группы, регулировать возникновение конфликтов. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов, упомянутых выше.

Необходимо оговорить и методологические основания применения социометрического метода. Социальная действительность, окружающая нас, фиксируется в нашем сознании в двух взаимосвязанных формах – рациональной и эмоциональной. Данные формы отражения лежат в основе перцептивных механизмов и механизмов понимания людьми друг друга. Возникший в результате образ восприятия людей, отношений порождает оценочные суждения относительно них. В оценке и мнениях друг о друге мы можем видеть образы наших реальных взаимоотношений. Именно изучение этих субъективных образов, отражающих реальные процессы, и составляет сущность социометрии. Данный метод на сегодняшний день является одним из основных, позволяющих вскрыть механизмы реального социально-психологического поведения человека в группе. Это возможно объяснить тем, что социометрический опрос, имея дело со специфическими взаимными оценками поведения людей, фиксирует не просто «созерцательную сторону личного отношения к объекту, не просто мнение о другом человеке, а эмоционально-регулятивный аспект взаимоотношений, т.е. психологически потенциальный или реальный характер отношения к другому человеку» [6, с.38]. Такого эффекта социометрия достигает с помощью специфической формулировки задачи на оценивание – в форме вопроса, требующего выбрать либо отвергнуть других членов группы для совместного выполнения задания, совместного удовлетворения той или иной социализированной потребности, совместной учебы и т.д. В результате таких выборов, сделанных всеми членами группы, образуется социометрическая конфигурация, которая и будет отражать реальную структуру и подструктуры взаимоотношений в изучаемой нами группе. Получая знания о положении человека во внутригрупповой структуре, мы определяем его статус, являющийся показателем социально-психологических свойств личности как объекта коммуникаций в группе. Статус фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении, взаимодействии с другими в определенных ситуациях.

В данном исследовании был использован один из вариантов данной методики, предложенный Р.В. Овчаровой [53] для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям предлагается расселить своих одногруппников в различные жилые помещения: дворец, квартира, изба и шалаш.

Социометрический статус высчитывается по формуле:

С = 4В(1) + 3В(2) + 2В(3) + 1В(4)

К-1

С – социометрический статус,

К – количество испытуемых,

В(1)- количество 1-х выборов (дворец),

В(2)- количество 2-х выборов (квартира),

В(3)- количество 3-х выборов (изба),

В(4)- количество 4-х выборов (шалаш).

Полученные коэффициенты социометрического статуса означают следующее: 3,4 – 3 – лидер,”звезда”;

2,9 – 2,5 – предпочитаемый;

2,4 – 2 – принимаемый;

1,9 – 1 – изолированный.

Данная методика используется с целью получить социометрический коэффициент, который будет использован в дальнейшей работе.

СЕМАН


Основные виды внимания
По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: ü произвольное; ü непроизвольное; ü послепроизвольное. Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который е ...

Умение слушать
Умение слушать — один из главных показателей культуры человека — особо важное значение приобретает в деловых отношениях, так как один из основных принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров — исключительное внимание к говорящему человеку. Если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным ко ...

Диагностика СДВГ
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается. 2. Не может спокойно усидеть на месте, когда этого от него требуют. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. С трудом дожидается своей очереди ...