Структура юридического конфликта
Страница 1

Инфо по психологии » Юридический конфликт » Структура юридического конфликта

Структура социального конфликта может быть выражена следующей формулой: К = КС + С + И, где К — конфликт; КС — конфликтная ситуация; С — стороны (субъекты) конфликта; И — инцидент (прямое столкновение субъектов конфликта).

Конфликтная ситуация — это напряженность в отно­шениях между сторонами, вызванная возникновением реаль­ного жизненного противоречия, затрудняющего реализацию их интересов. Например, в организации, где назрела необходимость перестройки, а следовательно, предстоит сокращение персонала, появляется объективная основа конфликта между сотрудниками. Конфликтная ситуация характеризуется возникновением объекта конфликта, под которым подразумевают ту конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся его стороны[11].

Чтобы стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые претендуют на нее. Зачастую объект является объективно или субъективно неделимым, что становится причиной напряженности в отношениях между людьми, группами или институтами. Так, если на вакантную должность руководителя претендуют несколько человек, то не исключена конфликтная ситуация, а в дальнейшем — конфликт кандидатур. Возможно положение, когда объекта не существует (он является всего лишь плодом воображения участников взаимодействия), а конфликт тем не менее возникает. Например, индивид полагает, что другой человек имеет по отношению к нему агрессивные намерения и, не вникнув в суть дела, принимает превентивные меры. Такой конфликт называют ложным. В нем возможны четыре основные ситуации[12]:

а) сторона полагает, что находится с определенным лицом в правоотношениях, но на самом деле этого нет (арендатор строения не знает, что собственник дома продал его другому);

б) обратный вариант: сторона не осознает, что находится в правоотношениях с другой стороной (скажем, при открытии наследства один из наследников не подозревает о существовании других);

в) сторона полагает, что противник действует незаконно, в то время как действия другой стороны правомерны;

г) обратный вариант: сторона полагает, что противник действует правомерно.

Ложность ситуации здесь относится не столько к ее со­держанию, сколько к юридической форме. На этой основе вполне возможен конфликт.

Стороны юридического конфликта — это физические и юридические лица. Конфликт между юридическими лицами обязательно приобретает юридический характер, так как между ними изначально складываются правовые отношения и разре­шается такой конфликт преимущественно юридическим путем. Конфликт, происходящий между физическими лицами, может и не носить юридического характера. Однако, обладая юридическими правами и имея правовую ответственность, граждане, как правило, соизмеряют собственные поступки с нормами права, а следовательно, в ходе конфликта возможна юридизация отношений и переход участников в положение истца, ответчика, потерпевшего, обвиняемого или свидетеля. В некоторых случаях юридический аспект конфликта остается выборочным, т. е. касается не всех, а лишь отдельных его уча­стников. Например, в случае массовых беспорядков юриди­ческие отношения возникают, согласно Уголовному кодексу, не со всей толпой, а лишь с организаторами и активными участниками событий[13].

Страницы: 1 2


Психоанализ в ХХ веке
Психология начала ХХ века была сложным и противоречивым явлением, где наряду продолжающимися попытками чисто механического объяснения человеческой психики большое место занимали философские рационалистические спекуляции о сознании как о чистом духе, способном в принципе до конца просветить самое себя и окружающий мир. Эмпирическая псих ...

Личность старшеклассника
По данным И.С.Кона и А.В.Мудрик, типичными чертами личности старшеклассника является стремление к новизне, к оригинальности поведения (иногда отклоняющегося), желание понимать, достигать, бороться, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Юношеский возраст – этап фор ...

Возрастная область затруднений
Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и деву ...