Динамика и разрешение юридического конфликта

Инфо по психологии » Юридический конфликт » Динамика и разрешение юридического конфликта

Социальный конфликт, развиваясь, проходит ряд стадий от зарождения до угасания (разрешения). На любой из стадий может возникнуть юридически значимая ситуация, превращающая социальный конфликт в правовой. Иногда конфликт с момента зарождения носит юридический характер. Это проис­ходит тогда, когда стороны связаны правовыми отношениями и взаимодействие между ними протекает в области первичных правовых явлений. Однако чаще юридическая форма конфликта приобретается в ходе его развития.

Авторы монографии «Юридическая конфликтология»[14] выделяют следующие стадии юридического конфликта:

а) появление у одной или обеих сторон мотивов юридического характера (например, решение одного из супругов в ходе семейной ссоры подать заявление о расторжении брака);

б) возникновение правовых отношений между сторонами, находящимися в конфликте (в приведенном выше примере они возникли после подачи заявления в суд);

в) развитие (изменение, прекращение) правовых отношений в связи с рассмотрением дела юридической инстанцией;

г) издание правового (правоприменительного) акта, завершающего конфликт (например, вынесение судом решения о разводе).

Это наиболее простая схема динамики юридического конфликта, на практике же последовательность стадий может быть иной, некоторые стадии вообще могут отсутствовать (так, в случае немотивированного убийства первая стадия — мотив правового характера — отсутствует).

Разрешение юридического конфликта. Всякий, в том чис­ле и юридический, конфликт завершается либо гибелью одной или обеих сторон, либо он приостанавливается "до лучших времен", либо получает то или иное конструктивное разрешение[15]. В последнем случае исход конфликта взаимоприем­лем для обеих сторон. Существует два вида механизма разре­шения социального конфликта:

а) разрешение конфликта самими участниками;

б) вмешательство третьей стороны (как уже отмечалось, именно наличие третьей стороны является отличительной чертой юридического конфликта). Правовые нормы предписыва­ют вовлечение в конфликт посредников, судей, других представителей правоприменительных (правоохранительных) орга­нов, миротворческих сил и др.

Достижение консенсуса считается лучшим способом раз­решения конфликта. В этом случае вырабатывается такое решение, которое находит одобрение всех сторон противостоя­ния. Юридический консенсус наиболее применим в международных делах. Правда, в рамках одного государства юриди­ческий консенсус практикуется в различных областях права: конституционном, гражданском и гражданско-процессуальном, семейном. В США юридический консенсус применяется даже в уголовном процессе. Если обвиняемый признает свою вину без наличия в суде объективных доказательств, то судья взамен на признание может переквалифицировать деяние на менее тяжкий состав преступления. Получается, что для ускорения судебного процесса заключается своего рода сделка между обвинением и защитой. Однако юридический консенсус, на наш взгляд, помимо преимуществ имеет свои слабые стороны. Во-первых, из-за большого количества согласований затягивает­ся принятие решений. Во-вторых, может пострадать объек­тивная истина (как в приведенном выше случае американского уголовного процесса).

В "большой политике" для урегулирования и разрешения конфликтов мировой практикой разработаны согласительные и парламентские процедуры. В случае конфликта между ветвями власти предусмотрено создание согласительных комиссий, куда входят представители заинтересованных сторон и независимые эксперты. Практикуется также обращение в конституционный суд для определения соответствия или несоответствия спорного правового акта конституции. Парламентские процедуры включают порядок проведения дебатов, мягкое рейтинговое голосование и т.д.[16]


Образовательные институты и личность
Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, ...

Психологические особенности массовидных явлений
Массовидные формы поведения - совокупность действий людей, возникающих в результате их взаимодействия вне организованных групп (где нет руководства и других черт группы и коллектива). Основные признаки массовидных форм поведения: - поведение неадекватное ситуации; - схожесть поступков. Разновидности массовидных форм поведения: толпа ...

Психологические особенности неформальных групп
В отличие от формальной, неформальная группа имеет следующие особенности: не оформлена юридически, не определены структура и функции, не регламентирована, Функции неформальных групп: - самоопределения (для ухода от излишней опеки); - инструментальная (для движения через группу к своим целям); - эмоциональная (для поиска симпатии дру ...