Теория детского эгоцентризма

Инфо по психологии » Теория детского мышления Пиаже » Теория детского эгоцентризма

Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже, определить в чем автор видит фактическое основание своей концепции. Такое основание Пиаже находит в своем первом исследовании, посвященном выяснению функции речи у детей. В этом исследовании он приходит к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью. Под именем эгоцентрической речи Пиаже понимает речь, отличающуюся прежде всего свой функцией. "Эта речь эгоцентрична, - говорит Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе. Он не интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается". Подсчитанный коэффициент эгоцентрической речи составляет от 44% до 47% для детей в возрасте 5-7 лет и от 54% до 60% для возраста 3-5 лет. И вот, основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи, Пиаже приходит к выводу, что мысль ребенка эгоцентрична, то есть ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том чтобы понять точку зрения другого.

Принципиальной для восприятия теории Пиаже является схема:

•Внеречевое аутистическое мышление

•Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление

•Социализированная речь и логическое мышление

Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: "И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один - социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой - интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)"(1, с.350). Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам ("первый критический период"), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.

Выше мы кратко ознакомились с основными фактами и тезисами исследования детского эгоцентризма. Можно сказать, что именно это исследование при всей своей спорности проложило дорогу для дальнейшего изучения детской психологии. Более того, все дальнейшие теории в большей или меньшей степени отталкивались от исследований Пиаже.


Работа психокоррекционной группы
Факторы влияющие на эффективность психокоррекционной работы: 1. Универсальность – «чувство общности». Фактор обозначает, что проблемы клиента универсальны и в той или иной степени проявляются у всех людей. Клиент не одинок в своих проблемах. 2. Принятие или акцепция. С. Кратохвип называет этот фактор эмоциональной поддержкой. При эмоц ...

Основные задачи семьи ( создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка цен
Семейное воспитание- сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность , социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания ( место дома), отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется ...

Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
Пиаже выделяет три главных периода развития: 1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет). 2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет). 3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет). Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, ...