Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
Страница 1

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера

Стэнли Шехтер и Джеферсон Сингер в 1962 году выдвинули когнитивную теорию эмоций, являющуюся по сути "компромиссом" между периферической теорией Джемса - Ланге и таламической теорией Кэннона - Барда.С. Шехтер и Дж. Сингер предположили, что эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации [1; 191]. Логика рассуждения была следующая. Согласно всем известным источникам по психологии эмоций, включая теорию Джемса - Ланге, в появлении эмоции участвуют, по крайней мере, два компонента:

физиологическое состояние (в простейшем случае - возбуждение организма);

познавательные процессы (по крайней мере, на уровне восприятия) [3; 24].

Благодаря этим двум компонентам данная концепция получила название "двухфакторной". После выдвижения двух составляющих Шехтер и Сингер приняли решение манипулировать этими компонентами в эксперименте как независимыми переменными. Были сформированы группы, где созданы три независимые переменные:

состояние возбуждения, вызываемое инъекцией эпинефрина (синтетический адреналин);

информация, которую получают или не получают участники;

эмоциональное состояние партнера по эксперименту.

В действительности же всё происходило следующим образом. Испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина (первая переменная), вызывающая активацию симпатической вегетативной нервной системы. Одной половине испытуемых сообщили о том, какие симптомы вызывает инъекция, в то время как другой половине сказали, что им введен физиологический раствор (вторая переменная). Затем каждый из испытуемых по очереди попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (он читал письмо и начинал прыгать от радости) - третья переменная. Испытуемые были отделены от актера прозрачной перегородкой и поэтому не могли вступить с ним в контакт [1; 192]. В последствии эксперимента, Шехтером и Сингером были выдвинуты три гипотезы:

Участники, получившие возбуждающую инъекцию, но не информированные о последствиях этого, будут интерпретировать свое состояние в терминах, доступных им в актуальной ситуации познавательных элементов. Так, если такие элементы будут предрасполагать к радости, то участники скорее будут испытывать радость, если к гневу, то, скорее всего у них тоже будет возникать гнев; притом, что и у тех и у других будет одно и то же состояние физиологического возбуждения.

Если участники, получившие возбуждающие инъекции, информированы о последствиях инъекции, то у них есть соответствующее неэмоциональное объяснение для своего состояния, то эмоции у них не будут возникать, даже, несмотря на то, что в ситуации присутствую располагающие к этому познавательные элементы.

Если участникам возбуждающая инъекция не была сделана, то эмоции у них не будут возникать, даже, несмотря на то, что в ситуации присутствуют располагающие к этому познавательные элементы.

Эти результаты позволили Шехтеру и Сингеру утверждать, что детерминирующим компонентом в формуле:

Підпис: Эмоция = Познание × Возбуждение
Страницы: 1 2


Эмоции
Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни мотивационно – регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитную функции. Под основными видами эмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но ...

Вывод
Во время занятия группы социально – психологическим тренингом в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других; повышается чувствительность к группо ...

Понятие и сущность педагогической поддержки.
Концептуальные представления о педагогической поддержке как норме педагогической деятельности формируются под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии. Генеральная идея об автономной и свободной сущности человека задает смысловое пространство для ...