Депривация сна

Интерес к исследованию эффектов депривации (лишения) сна основывается на данных о том, что у людей, длительное время лишенных сна, часто развиваются расстройства мышления и восприятия, подобные тем, что наблюдаются при шизофрении.

Полная депривация. Через 24–28 ч полного лишения сна электрическая активность мозга снижается и ЭЭГ становится примерно такой же, как во время засыпания, хотя человек выглядит бодрствующим и двигается с открытыми глазами. Люди, лишенные сна, способны поддерживать эффективную деятельность лишь очень короткое время; если же они работают длительно, то совершают большое количество ошибок, особенно в условиях ограниченного времени.

В первую ночь, когда испытуемому позволяют заснуть после трех-четырех дней полного лишения сна, отмечается значительное увеличение продолжительности 4-й стадии при относительном сокращении фазы с БДГ. В последующие ночи происходит компенсаторное увеличение продолжительности сна с БДГ. В то же время после длительного лишения сна (от восьми до десяти суток) в первую восстановительную ночь увеличивается продолжительность как сна с БДГ, так и 4-й стадии.

В условиях ограничения продолжительности сна, но не полного его лишения происходит удлинение 4-й стадии за счет сокращения других стадий сна без БДГ, преимущественно 3-й стадии.

Избирательная депривация. Если человека избирательно лишить только 4-й стадии, то в последующем, как только ему позволят спать без помех, происходит компенсаторное ее удлинение. Когда человека будят лишь во время сна с БДГ, то, засыпая вновь, он будет все чаще погружаться именно в эту фазу сна. Данный эффект становится все более отчетливым в каждую последующую ночь депривации. Как только испытуемому позволят спать всю ночь спокойно, у него возникает значительное увеличение общей продолжительности сна с БДГ. В настоящее время установлено, что лишение сна с БДГ не приводит к выраженным психическим изменениям.


Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта. Термин «мышление» соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормати ...

Самоопределение в ранней юности
Готовность старшеклассника к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выражение профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Эта завершающий этап созревания и формирования л ...

Роль миндалевидного тела в проявлениях эмоций.
У человека миндалина (амигдала, миндалевидное тело) представляет собой высокодифференцированное подкорковое ядерное образование крупных размеров, расположенное в глубине височной доли (рис.1). У кошки или обезьяны электрическое раздражение различных отделов миндалины вызывает в принципе те же эффекты, которые наблюдаются при электрическ ...