Аддикция к покупкам
Страница 1

«Ониомания» — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом эта цифра увеличивается.

Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют (Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :

· формированию финансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета;

· семейным конфликтам и распаду семей;

· совершению антисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для реализации своего навязчивого пристрастия (ониомании).

Симптомами ониомании являются:

· импульсивное желание купить все подряд;

· плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки;

· систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогат счастья.

Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:

· вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии;

· депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;

· снижению иммунной резистентности;

· подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия;

Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):

· психологическими травмами в детстве;

· дефицитом гормона серотонина;

· низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотонной жизнью;

· одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми, партнерами;

· навязчивым влиянием рекламной информации;

· неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.

Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения.

В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:

· информационной самоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);

· планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочередной потребности (Горина Е., 2007);

· овладения психологическими приемами нейтрализации волны «симптомов ониомании»;

· применения антидепрессантов (циталопрама и др.).

Однако длительное применение антидепрессантов чревато формированием негативных побочных эффектов, а традиционные психологические приемы (психотренинги), требуют для их освоения мобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для лиц, склонных к пагубным пристрастиям.

По мнению автора предлагаемой разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, для эффективной и общедоступной нейтрализации ониомании необходимо создание возможности получения покупателем сигнальной информации о появлении симптоматики присущей ему навязчивой магазинной зависимости в реальном режиме времени (т.е. именно в момент желания совершить очередную, логически необоснованную покупку). Практически, это можно реализовать путем разрыва типологической поведенческой цепочки совершения взаимосвязанных последовательных действий, характерных для проявления ониомании: возникновение логически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную вещь — движение руки к кошельку — отсчитывание требуемой суммы — приобретение товара.

Страницы: 1 2


Роль, эмоций в жизни человека
Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, - это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека. Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция ...

Особенности личности пожилого (старого) человека
1. Изменение самосознания. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон выделяет несколько хара ...

Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность»
Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые пс ...