Введение

Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище мира – это мыслящий разум. Он принадлежит своему носителю – человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее – в то, чего уже или еще нет, вторгаясь в дали космоса и глубины микромира, куда еще не может проникнуть физически. Разум мысленно рассекает все на составные части, обнаруживая перед человеком внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в которых воплощена и опредмечена сила мысли.

С переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Животное в своем поведении не может выйти за пределы чувственного опыта и реагировать на абстрактное, в то время как человек легко усваивает абстрактный материал и реагирует не соответственно своему наглядному прошлому опыту, а соответственно этому отвлеченному. Он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Это способствует глубокому проникновению в сущность вещей и их отношений. Но ни одно явление сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений.

Фундаментальной особенностью человеческого сознания является переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту.

Рассмотрим проблему возникновения сознания, начиная с самого начала, с возникновения жизни на планете Земля.


Особенности перехода в среднее звено обучения
На этапе перехода из начального в среднее звено школы основной проблемой является социально-психологическая адаптация к новым условиям обучения. Дети переживают так называемый мотивационный кризис. Причины: 1. Переход от системы обучения преимущественно с одним педагогом на много педагогов (личностей). После авторитарных педагогов дем ...

Открытия, способствующие определению концепции состояний памяти (концепция временной организации памяти)
В опытах по запоминанию слогов психологи Дж. Мюллер и А. Пильцекер (1911) обнаружили, что заучивание второго ряда ухудшает запоминание первого. Такое тормозящее влияние одного обучения на другое объясняли нарушением реверберации процессов, развившихся после первого заучивания. Дж.Мюллер и А.Пильцекер применили эту идею для объяснения ре ...

Изоморфизм
При объяснении фи-феномена необходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos – одинаковый, morphe – форма, изоморфизм – соответствие между гештальтами в переживании непосредстве ...