Введение
Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище мира – это мыслящий разум. Он принадлежит своему носителю – человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее – в то, чего уже или еще нет, вторгаясь в дали космоса и глубины микромира, куда еще не может проникнуть физически. Разум мысленно рассекает все на составные части, обнаруживая перед человеком внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в которых воплощена и опредмечена сила мысли.
С переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Животное в своем поведении не может выйти за пределы чувственного опыта и реагировать на абстрактное, в то время как человек легко усваивает абстрактный материал и реагирует не соответственно своему наглядному прошлому опыту, а соответственно этому отвлеченному. Он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Это способствует глубокому проникновению в сущность вещей и их отношений. Но ни одно явление сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений.
Фундаментальной особенностью человеческого сознания является переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту.
Рассмотрим проблему возникновения сознания, начиная с самого начала, с возникновения жизни на планете Земля.
Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий ...
Группы мышц
Теоретически все мышцы тела человека поддаются релаксации, даже те, которые управляются мозжечком неосмысленно. Известны мастера йоги, которые после долгих тренировок научились расслаблять даже миокард вплоть до полной остановки сердца, что было зафиксировано документально. Однако такое искусство мышечной релаксации приходит с годами тр ...
Методы диагностики в психологии
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. ...