Периферическая концепция Джемса - Ланге

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Периферическая концепция Джемса - Ланге

В 1884 году в США и в 1885 году в Копенгагене независимо друг от друга были опубликованы две работы об эмоциях: статья американского философа и психолога Уильяма Джемса (1842 - 1910) и книга датского неврапатолога-физиолога Карла Ланге, которые очень быстро приобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теории эмоций [3; 16]. Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в голове человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона.

Сначала, согласно концепции Джемса - Ланге, должны произойти соответствующие органические изменения в ответ на воздействия стимулов, и только затем как их субъективно отраженное следствие возникает эмоция [2; 462].

Суть концепции Джемса - Ланге с последовательностью постулируемых ею событий, приводящих к возникновению эмоций, схематически изображена на этом рисунке.

S - сосуды. Связывающие линии представляют нервные пути. Направление импульсов обозначено цветными стрелками:

Восприятие эмоционально действующего объекта;

Нервно-мышечная, сосудо-двигательная реакция организма;

Восприятие центральной нервной системой (корой больших полушарий) реакции сосудов и мышц;

Возникновение субъективно переживаемого эмоционального состояния, [2; 464].

Основные тезисы Джемса и Ланге были просты и феноменологически убедительны. "Принято думать, что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоциями, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за ВОСПРИЯТИЕМ волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и ЯВЛЯЕТСЯ эмоцией", - пишет Джемс. [3; 17]. Свою гипотезу Уильям Джемс подкрепил следующими аргументами:

существует однозначное соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными реакциями;

лишенная телесного выражения эмоция перестает переживаться;

невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой [1; 189].

Точно в том же плане высказывался и Ланге: "Устраните при страхе физические симптомы, возвратите бьющемуся пульсу его спокойствие, взгляду - его твердость, цвету лица - его нормальную окраску, движениям - их быстроту и верность, языку - его бойкость, мысли - её ясность - что тогда останется от страха?!".

Ланге был даже последовательнее Джемса в отрицании эмоций вне состояния тела, правда, под последним он, в отличие от Джемса, понимал не столько изменения во внутренних органах и скелетной мускулатуре, сколько вазомоторную или сосудо-двигательную составляющую. "Всей эмоциональной частью нашей психической жизни, нашими радостями и печалями, счастливыми и несчастливыми минутами мы обязаны нашей сосудо-двигательной системе", - пишет Ланге. Вот как Ланге определяет некоторые эмоции:

"Разочарование = уменьшение произвольной иннервации;

Печаль = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов;

Страх = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц"

Парадоксальность и простота аргументов Джемса и Ланге произвели неизгладимое впечатление не только на их современников, но и на все последующие поколения исследователей эмоций [3; 17 - 18].


Социально-психологическая характеристика молодости
1. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя[20]: 1. Молодежные браки часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с лю ...

Условия успешного семейного воспитания. Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основа ...

Н.Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии. Психология как точная наука. Учение о потребностях. Темперамент и характер
Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) был сподвижником Н. А. Добролюбова. Его взгляды, отмечает Б. Г. Ананьев, «представляют глубоко продуманную концепцию, оказавшую большое влияние на развитие русской научной психологии от Сеченова до наших дней». Одна из заслуг Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России ...