Периферическая концепция Джемса - Ланге
В 1884 году в США и в 1885 году в Копенгагене независимо друг от друга были опубликованы две работы об эмоциях: статья американского философа и психолога Уильяма Джемса (1842 - 1910) и книга датского неврапатолога-физиолога Карла Ланге, которые очень быстро приобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теории эмоций [3; 16]. Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в голове человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона.
Сначала, согласно концепции Джемса - Ланге, должны произойти соответствующие органические изменения в ответ на воздействия стимулов, и только затем как их субъективно отраженное следствие возникает эмоция [2; 462].
Суть концепции Джемса - Ланге с последовательностью постулируемых ею событий, приводящих к возникновению эмоций, схематически изображена на этом рисунке.
S - сосуды. Связывающие линии представляют нервные пути. Направление импульсов обозначено цветными стрелками:
Восприятие эмоционально действующего объекта;
Нервно-мышечная, сосудо-двигательная реакция организма;
Восприятие центральной нервной системой (корой больших полушарий) реакции сосудов и мышц;
Возникновение субъективно переживаемого эмоционального состояния, [2; 464].
Основные тезисы Джемса и Ланге были просты и феноменологически убедительны. "Принято думать, что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоциями, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за ВОСПРИЯТИЕМ волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и ЯВЛЯЕТСЯ эмоцией", - пишет Джемс. [3; 17]. Свою гипотезу Уильям Джемс подкрепил следующими аргументами:
существует однозначное соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными реакциями;
лишенная телесного выражения эмоция перестает переживаться;
невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой [1; 189].
Точно в том же плане высказывался и Ланге: "Устраните при страхе физические симптомы, возвратите бьющемуся пульсу его спокойствие, взгляду - его твердость, цвету лица - его нормальную окраску, движениям - их быстроту и верность, языку - его бойкость, мысли - её ясность - что тогда останется от страха?!".
Ланге был даже последовательнее Джемса в отрицании эмоций вне состояния тела, правда, под последним он, в отличие от Джемса, понимал не столько изменения во внутренних органах и скелетной мускулатуре, сколько вазомоторную или сосудо-двигательную составляющую. "Всей эмоциональной частью нашей психической жизни, нашими радостями и печалями, счастливыми и несчастливыми минутами мы обязаны нашей сосудо-двигательной системе", - пишет Ланге. Вот как Ланге определяет некоторые эмоции:
"Разочарование = уменьшение произвольной иннервации;
Печаль = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов;
Страх = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц"
Парадоксальность и простота аргументов Джемса и Ланге произвели неизгладимое впечатление не только на их современников, но и на все последующие поколения исследователей эмоций [3; 17 - 18].
Абдоминальное дыхание
Данный метод считается очень простым и эффективным. Сделайте 10 дыхательных циклов (а лучше 2 подхода по 10 циклов с перерывом) следующим образом:
· Медленно вдыхайте через нос до тех пор, пока живот не «раздуется» максимально.
· Задержите дыхание на несколько секунд.
· Медленно выдыхайте через рот или нос, пока не выдохните из лёгки ...
Понятие личности
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родят ...
Цели и задачи исследования
Объект
исследования: память.
Предмет
исследования: память
детей дошкольного возраста
Цель исследования:
Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.
2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминае ...