Специальная документацияСтраница 2
Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе.
Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к дошкольному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития.
Следовательно, в контексте дошкольной психологической службы психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцированно по возрастному принципу:
Психологическое заключение формы А - фиксирует данные диагностического обследования детей 3—4 лет (младший дошкольный возраст).
Психологическое заключение формы В - фиксирует данные диагностического обследования детей 4—5 лет (средний дошкольный возраст).
Психологическое заключение формы С - фиксирует данные диагностического обследования детей 6—7 лет (старший дошкольный возраст).
Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекци-онно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Таким образом, в структуру психологического заключения должны входить следующие блоки:
Общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.
Познавательное развитие на
основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.
Личностно-эмоционалъное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.
Коммуникативное развитие
на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности.
Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.
Готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.
Далее — блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
Особенности развития.
Проблемы развития.
Прогноз развития.
Рекомендации (см.
Приложение 1).
Коррекционная карта
представляет собой развернутую «картину» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются:
— исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);
— исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);
— тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);
— средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые, музыкальные и т.д);
— сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на
этапы (количество занятий в цикле);
— рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий;
— динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла;
— выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Теперь остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью.Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком — взрослым.
Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.
«Поборите страх»
• Не бегите от страха, анализируйте его и воспринимайте не более чем физическое чувство.
• Используйте самовнушение («ничего страшного», «я не боюсь» и т.п.). Научитесь «заговаривать зубы» своему внутреннему трусу.
• Смотрите страху в глаза, и вы увидите, что часто это – ваше воображение. У страха глаза велики, не преувеличивайте опас ...
Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде
современного общества
Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов:
1) возрастом;
2) транзитивностью;
3) социокультурной средой существования;
4) спецификой студенческого коллектива.
1. С точки зрения социального статуса, студенческий возраст (18-25 лет)
- это период интенс ...
Волевая регуляция деятельности: природа волевого действия, волевой процесс
Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом
Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения воли нет. Воля
- сознательная организация и саморегуляция ч ...
