Специальная документация
Страница 2

Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе.

Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к дошкольному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития.

Следовательно, в контексте дошкольной психологической службы психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцированно по возрастному принципу:

Психологическое заключение формы А - фиксирует данные диагностического обследования детей 3—4 лет (младший дошкольный возраст).

Психологическое заключение формы В - фиксирует данные диагностического обследования детей 4—5 лет (средний дошкольный возраст).

Психологическое заключение формы С - фиксирует данные диагностического обследования детей 6—7 лет (старший дошкольный возраст).

Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекци-онно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Таким образом, в структуру психологического заключения должны входить следующие блоки:

Общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.

Познавательное развитие на

основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.

Личностно-эмоционалъное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.

Коммуникативное развитие

на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности.

Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.

Готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.

Далее — блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:

Особенности развития.

Проблемы развития.

Прогноз развития.

Рекомендации (см.

Приложение 1).

Коррекционная карта

представляет собой развернутую «картину» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются:

— исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);

— исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);

— тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);

— средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые, музыкальные и т.д);

— сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на

этапы (количество занятий в цикле);

— рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий;

— динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла;

— выпускающая характеристика с общими рекомендациями.

Теперь остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью.Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком — взрослым.

Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.

Страницы: 1 2 3


Типы и виды конфликтов
Существует четыре типа конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ...

Темперамент
Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Идея и учение о темпераментах – одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппо ...

Категория развития
Почти все исследователи сходятся на том, что развитие можно определить как изменение во времени. Понятие развития по Ю.Н. Карандышеву сводится к совокупности нескольких вариантов: 1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, тол ...