А.Н. Леонтьев о трансформации деятельности

деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. В данном случае говорят об укрупнении единиц деятельности. Например, при обучении управлению автомобилем первоначально каждая операция (например, переключение передач) формируется как действие, подчиненное сознательной цели. В дальнейшем это действие (переключение передач) включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, например, в действие изменения режима движения. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения – операцией, его реализующей, оно уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в нормальных условиях как бы вовсе не существует;

результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем мотив деятельности, в которую они включены. Тогда действие становится деятельностью. В данном случае говорят о дроблении единиц деятельности на более мелкие единицы. Так, ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом обучении и получении положительных отметок за свою работу повышающих его ученический «престиж», у него пробуждается интерес к изучаемым предметам, и он начинает готовить теперь уроки, чтобы лучше разобраться в содержании материала. Действие приготовления уроков обрело свой мотив и стало деятельностью. Этот обще-психологический механизм развития действия А.Н. Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель» (или превращением цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становится мотивом. Дробление единиц деятельности может проявляться и в превращения операций в действия. Например, в ходе разговора человек не может найти нужного слова, т.е. то, что было операцией, стало действием, подчиненным осознаваемой цели.


Профилактика интернет – аддикции
При желании освободиться от Интернет-зависимости может быть применена стратегия управления затратами онлайнового времени (например, изменить сложившееся расписание повседневных занятий или установить объективные ограничители продолжительности сеансов работы в Интернете). Либо другая стратегия: изготовить (и держать в кармане, бумажнике, ...

Функции и физиологические механизмы
Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения. Восприятие- результат деятельности системы анализаторов. Пе ...

Короткие советы по профилактике стресса
Общие: Скажите «нет», если вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами. Поговорите о своих проблемах с кем – нибудь из близких. Напомните сами себе, что Вы человек, и потому имеете право на ошибки. Не уподобляйтесь страусу, смотрите своим проблемам в глаза. Если Вы чу ...