Теории восприятия
Современная психология восприятия представляет собой достаточно пеструю картину разнообразных подходов, методов и частных концепций, нацеленных на упорядочение непрерывно расширяющегося потока эмпирических данных. Тем не менее проблема восприятия принадлежит к числу классических. Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпирическая психология и психология целостности. С точки зрения эмпирической психологии механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом (В. Вундт).
Берлинская школа целостности (гештальтпсихология) предложила рассматривать в качестве первоосновы психических образований не ощущения, а структуру (гештальт).
Главное направление их исследований касалось организации элементов зрительного поля (Коффка, Келер).
В отечественной психологии проблема восприятия всегда занимала одно из центральных мест. Здесь восприятие рассматривается как субъективное отражение объективной действительности, как процесс формирования образа этой действительности, который совершается и развивается при взаимодействии субъекта с окружающим миром (Сеченов, Запорожец, Венгер, Зинченко, Ломов).
На современном этапе можно выделить три ведущих направления исследований психологии восприятия: когнитивное, экологическое и личностное.
Началом появления когнитивного (информационного) подхода послужил резкий скачок в развитии электронно-вычислительной техники. Согласно компьютерной метафоре, познавательная сфера индивида аналогична современной ЭВМ, то есть принимает, хранит и использует поступающую извне информацию. Процесс осуществляется поэтапно (П. Линдсей, Д. Норманн). Центральное место в структуре исследований теперь заняли проблемы распознания образов, формирование различных когнитивных структур, маскировки и селективности восприятия.
Экологический подход представляет собой несколько концепций, объединенных общей направленностью на выявление стимуль-ной структуры окружающей индивида среды (Гибсон и др.). В ее основе лежат два фундаментальных положения: принцип единства организма и среды и постулат непосредственного восприятия стимульной информации. Согласно первому принципу, объектом восприятия выступают не отдельные предметы и их свойства как таковые, а целостные динамические события.
Постулат непосредственного восприятия гласит: главное не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и механизмы, а то, что отражается в этом процессе, что является его действительным стимулом.
Согласно личностному подходу, вместо изучения ощущений и восприятия как некоторых природных свойств организма выдвигается задача реконструкции человеком образа окружающей действительности (Келли, Найсер, Петренко, Шмелев и др.). Чтобы разобраться в потоке впечатлений и адекватно себя вести в своем окружении, человек должен извлекать существенное из всей этой информации, объяснять происходящие события, прогнозировать результаты своего поведения (подобно ученому). Чтобы преуспеть в этом, человек вырабатывает у себя систему, своеобразную сеть оценочных координат, через которую он начинает воспринимать происходящее. У каждого человека свой набор конструктов. По количеству конструктов, с помощью которых субъект создает образ окружающей действительности, выделяют два крайних типа - людей когнитивно простых и когнитивно сложных (см. Когнитивные стили).
Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной психологии, возникшая в Германии в 1-й четверти XX в. и выдвинувшая в качестве основного объяснительного принципа психологии целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих, - гештальт (нем. Gestalt - образ, форма, структура). Представители: М. Вертгеймер, К. Каффка, В. Келер, К. Левин и др.
Выдвигая на первый план целостный характер восприятия, ге-штальтпсихологии ввели ряд новых понятий (фигура, фон и др.) и законов. Ими открыто более 100 законов гештальта.
Начало беседы
Начало беседы — очень важный этап, и потому им не следует пренебрегать.
Задачи этого этапа беседы следующие:
— установление контакта с собеседником;
— создание рабочей атмосферы;
— привлечение внимания к предстоящему деловому разговору.
Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10-15% времени. ...
Младший подростковый период (10 – 12-13 лет)
Общая характеристика:
§ Период повышенной активности ЦНС, желез внутренней секреции. Это ведет к увеличению гормонов в крови и усилению признаков полового созревания.
§ Половое созревание происходит неодинаково у девочек и мальчиков ( у девочек раньше и острее протекает кризис)
§ Возбуждение преобладает над торможением и подросток мо ...
Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:
психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;
объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздей ...