Младший подростковый период (10 – 12-13 лет)

Возрастная психология » Младший подростковый период (10 – 12-13 лет)

Общая характеристика:

§ Период повышенной активности ЦНС, желез внутренней секреции. Это ведет к увеличению гормонов в крови и усилению признаков полового созревания.

§ Половое созревание происходит неодинаково у девочек и мальчиков ( у девочек раньше и острее протекает кризис)

§ Возбуждение преобладает над торможением и подросток может выдать бурную реакцию и на слабый раздражитель и на сильный.

§ Неравномерность психического развития. Девочки становятся более плаксивыми, а мальчики – шумными, непоследовательными.

§ Изменяется речь подростков – она делается более замедленной и создается впечатление, что подросток как бы утратил словарный запас.

§ Увеличивается утомляемость, в которой наблюдается 2 этапа: 1) двигательное беспокойство; 2) дремота или еще большее возбуждение.

§ Период широты познавательных интересов – стремление везде себя попробовать (кружки, спортивные секции и т.п.). При этом широта интересов не означает глубокого подхода.

§ Происходит переключение коммуникативных проявлений: появляется острый интерес к сверстнику, первичные реакции группирования. Ценности теперь задают сверстники. Группировки формируются по половому признаку.

Умственное развитие: распадается эгоцентризм, формируется децентрированная позиция. Ребенок уже способен сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, формируется способность одновременно учитывать несколько измерений состояния объекта, способность прослеживать изменение объекта, на основе чего формируется абстрактно-логическое мышление. Данный период является сензитивным для абстрактно-логического мышления. Поэтому очень важно именно в этом возрасте загружать ребенка задачами абстрактно-логического мышления (математика, физика, информатика, техническая деятельность).

Поведенческие подростковые проявления:

1. Хобби-реакции в форме всеобщего заражения (коллекционирование, обмен, виды спорта и т.п.). К 13 годам хобби-реакции приобретают специфический смысл и индивидуальный характер.

2. Реакция идентификации. Дети, как правило, сравнивают себя с кумирами. В младшем подростковом возрасте процесс идентификации носит характер общего заражения. В более позднем подростковом возрасте идентификация носит уже более индивидуальный характер.

3. Реакция эмансипации. В латентном возрасте – скрытая, но к 13 годам носит наиболее яркий характер – ребенок требует независимости, уединенности от родителей. Реакция независимости различна при разных стилях семейного воспитания и, кроме того, зависит от типа характера.

Ведущее новообразование на этом этапе развития – личностная рефлексия. Меняется самооценка за счет того, что в ее структуру теперь входит не только отношение взрослого, но и отношение сверстников. Появляется внутреннее стремление иметь свою собственную точку зрения.

В то же время активно развивается межличностная рефлексия. Дети активно сравнивают себя с другими, ориентированы на общность. Наблюдается стремление слиться с группой, ничем не выделяться в одежде, прическе, увлечениях и т.п. (механизм психологической защиты, который называют социальной мимикрией). Конфликты с родителями, в основном, на почве требований такой же одежды, как у сверстников-друзей – родителей не устраивает ни молодежная мода, ни цены на требуемые вещи.


Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
Следуя традиционным представлениям о психологических воздействиях в контексте нормального онтогенетического развития, «психокоррекция» рассматривается как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития». Это существенно расширяет само ...

Основные характеристики возрастных кризисов
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Согласно теории критических периодов детского развития, каждый критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного ...

Структурные звенья самосознания, их генезис. Самосознание личности
Самосознание – это осознание человеком самого себя и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Самосознание является неотъемлемым компонентом в формировании личности, а Я-концепция – его итоговым образованием. Я-концепция по Р.Бернсу, – целостный образ собственного «Я», который включает три компонента: оценочный, эмоциональный, ...