Связь возрастной психологии с другими науками
Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез.
Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой – благодаря расширению культурной среды выявить межкультурные различия, обуславливающие разное протекание процессов развития.
Социология и социальные дисциплины. Эти дисциплины имеют значение для возрастной психологии как в теоретическом плане (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и пр.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.
Психологические дисциплины. Общая психология позволяет лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает возрастную психологию на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с возрастной психологией по линиям детской психотерапии, психопрофилактике, психогигиены.
А.Н. Леонтьев о структуре деятельности
деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций;
деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность – это со ...
Словарь терминов
Агнозия
— нарушение различных видов восприятия. Выделяются зрительные агнозии, тактильные и слуховые.
Аграфия
— нарушение письма, часто
связанное с различными расстройствами речи.
Агрессия
— деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направлена на причинение физического вред ...
Общепрофессиональная подготовка учителей в системе высшего образования
Педагог, как и любой человек, осознанно или неосознанно всегда оценивает принятое им решение. В процессе осознания собственных действий учитель получает информацию об эффективности выбранной модели поведения. Феномен рефлексии в последние годы привлекает внимание не только психологов, но и педагогов. Основной вывод исследователей состои ...