Этапы развития отечественной возрастной психологии

Возрастная психология » Этапы развития отечественной возрастной психологии

В отечественной историографии принято выделение дореволюционного и послереволюционного этапов в развитии возрастной психологии[5].

1. Дореволюционный этап развития возрастной психологии имеет три периода:

§ Первый (середина 50-х70-х гг. XIX в.) – это период становления и теоретического обоснования возрастной и педагогической психологии.

§ Второй (70 – 90-е гг. XIX в.) – период связан с оформлением основных направлений исследовательской деятельности, с началом накопления фактического научного материала в области психологии развития и использования его в педагогической практике.

§ Третий (с начала ХХ в. до Октябрьской революции) характеризуется интенсивной теоретической и методологической разработкой проблем возрастной и педагогической психологии, развертыванием масштабной научно-организационной деятельности (организация научных учреждений, проведение съездов, издательская деятельность и т.п.).

2. В послереволюционном этапе развития возрастной психологии исследователи выделяют такие периоды:

§ Первый (1918-1936) – перестройка возрастной психологии на основах методологии марксизма, разработка марксистских концепций и подходов к проблеме психического развития человека.

§ Второй (1936-1960) – этот этап ознаменован попытками поставить психологическую науку на физиологическую основу, свести психологию к учению И.П.Павлова об условных рефлексах.

§ Третий (60-80-е гг.) – характеризуется интенсивными теоретическими и экспериментальными разработками проблем психического развития, проведением комплексных психолого-педагогических исследований.

§ Четвертый (современный) отмечен поисками новых подходов к проблемам психического развития человека.


Теория детского мышления
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и ...

Бихевиоризм как наука о поведении
Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие ...

Понятие сплоченности
Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе. Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе. Привлекательность участи ...