Категория развития

Возрастная психология » Категория развития

Почти все исследователи сходятся на том, что развитие можно определить как изменение во времени. Понятие развития по Ю.Н. Карандышеву сводится к совокупности нескольких вариантов:

1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что: 1) рост есть всего лишь одна из сторон развития; 2) он является лишь внешним показателем развития, ничего не говорящий о его сути; 3) рост может быть только количественной характеристикой развития.

2. Развитие как созревание. Такое определение развития используется в повседневном мышлении. Под созреванием понимается развитие как морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата. Тем самым преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон.

3. Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике, и в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае много вопросов вызывает сам критерий «совершенства»: кто его задает и почему оно должно быть лучшей формой развития?

4. Развитие как универсальное изменение. В данном определении выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. Такое требование практически не может быть выполнено, т.к.: 1) невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные; 2) большая часть частных изменений при таком подходе не могут считаться предметом возрастной психологии.

5. Развитие как качественное, структурное изменение. Это определение развития с пониманием объекта как системы.

6. Развитие как количественно-качественное изменение.

7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. В данном определении развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»)

Изменения, происходящие в развитии, могут быть:

1. Количественными и качественными.

2. Непрерывными и дискретными, скачкообразными.

3. Универсальными и индивидуальными.

4. Обратимыми и необратимыми.

5. Целенаправленными и ненаправленными.

6. Изолированными и интегрированными.

7. Прогрессивными (эволюционными) и регрессивными (инволюционными).


Приемы активизации памяти участников уголовного, гражданского судопроизводств
Потерпевший и свидетель – важнейшие участники криминального события, в памяти которых имеется ценная для следствия информация, которую надо использовать полностью. Изучение психофизиологических свойств потерпевшего и свидетеля, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возмо ...

Заключение.
Автором было проанализировано и раскрыто содержание понятия «педагогическая поддержка» как в общетеоретическом аспекте, так и в прикладном – профессиональное самоопределение. Даны механизмы педагогической поддержки, аспекты и принципы ее формирования в профессиональном самоопределении в образовательном учреждении. Данная работа основа ...

Различные аспекты исследования процесса развития мышления
Представления психологов о закономерностях процесса мышления исторически развиваются. Содержание предыдущего параграфа свидетельствует о том, что еще философы античности задумывались над тем, как человек выявляет новое, как совершается процесс открытия нового, каковы закономерности процесса усвоения и развития. Тем не менее, наиболее че ...