Влияние депривации на развитие личности
Формы психической депривации и ее проявления по И.В. Ярославцевой[8]:
1. Материнская депривация:
- отсутствие базового доверия к миру;
- несформированность самосознания;
- несформированность произвольных форм поведения;
- инфантилизм.
2. Эмоциональная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- несформированность мотивационно-потребностной сферы;
- эмоционально-личностные нарушения;
- аффективные расстройства нарушения.
3. Социальная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- трудности в установлении контактов;
- нарушение процесса социального и профессионального самоопределения.
4. Когнитивная депривация:
- снижение познавательных интересов;
- затруднение в понимании и предвосхищении событий;
- дисгармония интеллектуального развития;
- нарушение поведенческой регуляции.
5. Сенсорная депривация:
- замедление и дезорганизация развития психических процессов;
- задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения;
- дизонтогенетическое развитие.
6. Соматическая депривация:
- соматическая ослабленность;
- физический инфантилизм;
- задержка психического развития соматогенного происхождения;
- хронические болезни.
В чистом виде каждый из данных видов депривации можно выделить только в специальных исследованиях. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно выделить, как действуют отдельные депривационные характеристики в детском возрасте, накладываясь на процесс развития. Тем более трудно понять это, если человек воспитывался в условиях детского дома, школы-интерната, когда сенсорная, эмоциональная, социальная депривация сопряжены и являются следствием материнской депривации.
Для полноценного становления личности важным условием выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Если по какой-либо причине возникают препятствия общению индивида с внешним миром, то это имеет патогенное значение для его развития.
Мотивация
В поведении человека есть две взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такими понятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смысле под мотивац ...
Внутриличностные конфликты
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.
Отечественные исследователи (см., например, Н.В. Гришину, Ф.Е. Василюка, А Кармина и др.) подразделя ...
Особенности перехода в среднее звено обучения
На этапе перехода из начального в среднее звено школы основной проблемой является социально-психологическая адаптация к новым условиям обучения. Дети переживают так называемый мотивационный кризис.
Причины:
1. Переход от системы обучения преимущественно с одним педагогом на много педагогов (личностей). После авторитарных педагогов дем ...