Влияние депривации на развитие личности

Возрастная психология » Влияние депривации на развитие личности

Формы психической депривации и ее проявления по И.В. Ярославцевой[8]:

1. Материнская депривация:

- отсутствие базового доверия к миру;

- несформированность самосознания;

- несформированность произвольных форм поведения;

- инфантилизм.

2. Эмоциональная депривация:

- снижение коммуникативно-познавательной активности;

- несформированность мотивационно-потребностной сферы;

- эмоционально-личностные нарушения;

- аффективные расстройства нарушения.

3. Социальная депривация:

- снижение коммуникативно-познавательной активности;

- трудности в установлении контактов;

- нарушение процесса социального и профессионального самоопределения.

4. Когнитивная депривация:

- снижение познавательных интересов;

- затруднение в понимании и предвосхищении событий;

- дисгармония интеллектуального развития;

- нарушение поведенческой регуляции.

5. Сенсорная депривация:

- замедление и дезорганизация развития психических процессов;

- задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения;

- дизонтогенетическое развитие.

6. Соматическая депривация:

- соматическая ослабленность;

- физический инфантилизм;

- задержка психического развития соматогенного происхождения;

- хронические болезни.

В чистом виде каждый из данных видов депривации можно выделить только в специальных исследованиях. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно выделить, как действуют отдельные депривационные характеристики в детском возрасте, накладываясь на процесс развития. Тем более трудно понять это, если человек воспитывался в условиях детского дома, школы-интерната, когда сенсорная, эмоциональная, социальная депривация сопряжены и являются следствием материнской депривации.

Для полноценного становления личности важным условием выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Если по какой-либо причине возникают препятствия общению индивида с внешним миром, то это имеет патогенное значение для его развития.


Психокатарсический метод Брейера
Брейер (Breuer J., 1842–1925), выдающийся венский врач, использовал гипноз для лечения моносимптомов при истерии – расстройства движения, речи, зрения, памяти и др. Находящемуся в состоянии гипнотического сна пациенту предлагалось вспомнить о событиях, которые предположительно вызывали тот или иной симптом. Брейер исходил из того, что а ...

Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.
Эмоции и воспитательный процесс. С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний, но и к развитию способностей, формированию необход ...

Психологическое обеспечение педагогического процесса
Психологическое обеспечение педагогического процесса в условиях дошкольного учреждения является важным направлением деятельности детского практического психолога. Здесь, педагогический процесс мы рассматриваем как систему педагогических воздействий с образовательными и воспитательными целями, где образование предусматривает «накопление» ...