Влияние депривации на развитие личности
Формы психической депривации и ее проявления по И.В. Ярославцевой[8]:
1. Материнская депривация:
- отсутствие базового доверия к миру;
- несформированность самосознания;
- несформированность произвольных форм поведения;
- инфантилизм.
2. Эмоциональная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- несформированность мотивационно-потребностной сферы;
- эмоционально-личностные нарушения;
- аффективные расстройства нарушения.
3. Социальная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- трудности в установлении контактов;
- нарушение процесса социального и профессионального самоопределения.
4. Когнитивная депривация:
- снижение познавательных интересов;
- затруднение в понимании и предвосхищении событий;
- дисгармония интеллектуального развития;
- нарушение поведенческой регуляции.
5. Сенсорная депривация:
- замедление и дезорганизация развития психических процессов;
- задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения;
- дизонтогенетическое развитие.
6. Соматическая депривация:
- соматическая ослабленность;
- физический инфантилизм;
- задержка психического развития соматогенного происхождения;
- хронические болезни.
В чистом виде каждый из данных видов депривации можно выделить только в специальных исследованиях. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно выделить, как действуют отдельные депривационные характеристики в детском возрасте, накладываясь на процесс развития. Тем более трудно понять это, если человек воспитывался в условиях детского дома, школы-интерната, когда сенсорная, эмоциональная, социальная депривация сопряжены и являются следствием материнской депривации.
Для полноценного становления личности важным условием выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Если по какой-либо причине возникают препятствия общению индивида с внешним миром, то это имеет патогенное значение для его развития.
Живые куклы
Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самого. Если это вызовет затруднения, можно попросить помощь и совет у других. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, мн ...
Группы стресса. Клиническая группа стресса
Первая группа подходов к проблеме стресса - клиническая. В рамках этих подходов стресс определяется как внутреннее состояние организма, проявляющееся в форме специфического синдрома ("адаптационный синдром"), который представляет собой совокупность всех неспецифически вызванных изменений в рамках данной биологической системы. ...
Философско-психологические воззрения А.И. Герцена. Диалектика А. И.
Герцена. Мышление как продукт высшего развития материи
Важную веху в истории русской психологии составили философско-психологические воззрения А. И. Герцена.
Идеи, развитые А. И. Герценом в замечательной книге «Письма об изучении природы», отличаются прежде всего диалектикой. Прекрасно владея диалектическим методом, А. И. Герцену удалось установить единство философии и частных наук, единст ...