Психология возрастных этапов развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Страница 1

Возрастная психология » Психология возрастных этапов развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Шкала Апгар – тест на жизнеспособность, который используется сразу после рождения ребенка, в течение первых 5 минут жизни. Критерии жизнеспособности (по 2-балльной системе от 0 до 2 ):

1. Цвет кожи.

2. Ритм сокращения сердца.

3. Ритм дыхания.

4. Мышечный тонус.

5. Проявления рефлексов.

Максимальное количество баллов – 10. Норма – 7-10 баллов. Если по шкале Апгар жизнеспособность оценена до 3 баллов, то к 8 месяцам ребенок, как правило, обнаруживает признаки отклонения в физическом развитии.

Кризис рождения изучается с относительно недавнего времени. Психологический феномен кризиса рождения имеет три аспекта:

1. Сам процесс рождения.

2. Психологическая связь с матерью в период беременности (зависит от процесса становления пренатального материнства – превращения внутреннего мира женщины во внутренний мир будущей матери).

3. Развитие коммуникации между ребенком и матерью – программа материнского ухода.

Процесс рождения был исследован С.Гроффом, который систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания[9]. Процесс рождения, как он видится изнутри и сохраняется в бессознательном виде «перинатальных матриц», на основе которых конденсируется весь последующий опыт. Фазы рождения и соответствующие переживания:

1. Начало родового процесса, 1-я пренатальная матрица – всеобъемлющее чувство беспокойства.

2. Первая клиническая стадия родов, 2-я пренатальная матрица – концентрация на роли жертвы, невозможности спасения и безысходности;

3. Вторая клиническая стадия родов, 3-я пренатальная матрица – переживание напряжения, борьбы, сопротивления, ярости, сильного возбуждения.

4. Третья клиническая стадия родов, 4-я пренатальная матрица – переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение.

По мнению психологов (С.Грофф, Э. Бадинтер, О. Ранк), на разных стадиях рождающийся ребенок может иметь средства, позволяющие перейти из положения жертвы к активным действиям. Эти способы и средства зависят от меры помощи со стороны матери (позитивный настрой, отсутствие нервозности, психозов, освоение дыхательной гимнастики, техники расслабления и пр.)

С этой точки зрения становится важной проблема родов. Однозначного мнения о том, где рожать ребенка и находиться ли при родах отцу, пока нет. В последние 40 лет эта проблема рассматривалась как медицинская, и предпочитался традиционный способ рождения детей – в роддоме. Мать при этом являлась пассивным лицом.

На сегодняшний день существует несколько точек зрения по поводу того, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы. Наиболее известны следующие.

1. Роды по методу Ламаза. Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддерживает жену. Преимущество метода – установление эмоциональных связей “муж - жена”, “родитель - ребенок”.

2. Метод Лебуйера. Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода считают, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка – главная забота акушера.

Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домашних условиях и др.[10]

Приспособительные механизмы ребенка, которые помогают ему адаптироваться в период новорожденности см. в Приложении 1.

Социальная ситуация развития новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

Страницы: 1 2


Телефонное общение
В нашем современном мире информационных технологий очень важную роль играют телефонные коммуникации. Практически у каждого человека есть дома телефон, но не каждый умеет грамотно по нему общаться. От того, как хорошо человек умеет вести телефонные переговоры, будет зависеть исход всего разговора. Многие хорошие специалисты совершенно те ...

Диагностика устойчивости, распределения и переключения внимания
Для характеристики переключения внимания человека важны не только быстрота его перехода от одной операции к другой или от одного объекта к другому, но и такие показатели, как объем работы в единицу времени в условиях переключения – производительность работы и ее точность, то есть отсутствие в ней ошибок, несмотря на частое переключение ...

Психологическое переживание старения и старости
Развитие человека продолжается и в старости. Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость рефлексировать жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности и оценки перспектив на будущее. Типичными размышлениями этого времени считаются такие: § «как летит время», § «как быстро прошла жизнь», ...