Психология возрастных этапов развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Страница 1

Возрастная психология » Психология возрастных этапов развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Шкала Апгар – тест на жизнеспособность, который используется сразу после рождения ребенка, в течение первых 5 минут жизни. Критерии жизнеспособности (по 2-балльной системе от 0 до 2 ):

1. Цвет кожи.

2. Ритм сокращения сердца.

3. Ритм дыхания.

4. Мышечный тонус.

5. Проявления рефлексов.

Максимальное количество баллов – 10. Норма – 7-10 баллов. Если по шкале Апгар жизнеспособность оценена до 3 баллов, то к 8 месяцам ребенок, как правило, обнаруживает признаки отклонения в физическом развитии.

Кризис рождения изучается с относительно недавнего времени. Психологический феномен кризиса рождения имеет три аспекта:

1. Сам процесс рождения.

2. Психологическая связь с матерью в период беременности (зависит от процесса становления пренатального материнства – превращения внутреннего мира женщины во внутренний мир будущей матери).

3. Развитие коммуникации между ребенком и матерью – программа материнского ухода.

Процесс рождения был исследован С.Гроффом, который систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания[9]. Процесс рождения, как он видится изнутри и сохраняется в бессознательном виде «перинатальных матриц», на основе которых конденсируется весь последующий опыт. Фазы рождения и соответствующие переживания:

1. Начало родового процесса, 1-я пренатальная матрица – всеобъемлющее чувство беспокойства.

2. Первая клиническая стадия родов, 2-я пренатальная матрица – концентрация на роли жертвы, невозможности спасения и безысходности;

3. Вторая клиническая стадия родов, 3-я пренатальная матрица – переживание напряжения, борьбы, сопротивления, ярости, сильного возбуждения.

4. Третья клиническая стадия родов, 4-я пренатальная матрица – переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение.

По мнению психологов (С.Грофф, Э. Бадинтер, О. Ранк), на разных стадиях рождающийся ребенок может иметь средства, позволяющие перейти из положения жертвы к активным действиям. Эти способы и средства зависят от меры помощи со стороны матери (позитивный настрой, отсутствие нервозности, психозов, освоение дыхательной гимнастики, техники расслабления и пр.)

С этой точки зрения становится важной проблема родов. Однозначного мнения о том, где рожать ребенка и находиться ли при родах отцу, пока нет. В последние 40 лет эта проблема рассматривалась как медицинская, и предпочитался традиционный способ рождения детей – в роддоме. Мать при этом являлась пассивным лицом.

На сегодняшний день существует несколько точек зрения по поводу того, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы. Наиболее известны следующие.

1. Роды по методу Ламаза. Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддерживает жену. Преимущество метода – установление эмоциональных связей “муж - жена”, “родитель - ребенок”.

2. Метод Лебуйера. Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода считают, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка – главная забота акушера.

Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домашних условиях и др.[10]

Приспособительные механизмы ребенка, которые помогают ему адаптироваться в период новорожденности см. в Приложении 1.

Социальная ситуация развития новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

Страницы: 1 2


Методы изучения сплоченности
Техника измерения групповой сплоченности включает два тесно соприкасающихся методических подхода. Первый – измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Он строится наперёд в положении: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс групповой сплоченности. Методи ...

Типология юридического конфликта
Как разновидность социальных конфликтов юридические конфликты могут подразделяться на типы по различным основаниям. По субъектам отношений они могут быть межличностными, групповыми, институциональными; по времени протекания — краткосрочными и затяжными; по методам воздей­ствия — насильственными и ненасильственными. Выведение типологии и ...

Продуктивное мышление человека
В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер, Майер). Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт ...