Психология возрастных этапов развития человека. Психическое
развитие в младенчестве. Кризис новорожденности (0-2
месяца)Страница 1
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Шкала Апгар – тест на жизнеспособность, который используется сразу после рождения ребенка, в течение первых 5 минут жизни. Критерии жизнеспособности (по 2-балльной системе от 0 до 2 ):
1. Цвет кожи.
2. Ритм сокращения сердца.
3. Ритм дыхания.
4. Мышечный тонус.
5. Проявления рефлексов.
Максимальное количество баллов – 10. Норма – 7-10 баллов. Если по шкале Апгар жизнеспособность оценена до 3 баллов, то к 8 месяцам ребенок, как правило, обнаруживает признаки отклонения в физическом развитии.
Кризис рождения изучается с относительно недавнего времени. Психологический феномен кризиса рождения имеет три аспекта:
1. Сам процесс рождения.
2. Психологическая связь с матерью в период беременности (зависит от процесса становления пренатального материнства – превращения внутреннего мира женщины во внутренний мир будущей матери).
3. Развитие коммуникации между ребенком и матерью – программа материнского ухода.
Процесс рождения был исследован С.Гроффом, который систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания[9]. Процесс рождения, как он видится изнутри и сохраняется в бессознательном виде «перинатальных матриц», на основе которых конденсируется весь последующий опыт. Фазы рождения и соответствующие переживания:
1. Начало родового процесса, 1-я пренатальная матрица – всеобъемлющее чувство беспокойства.
2. Первая клиническая стадия родов, 2-я пренатальная матрица – концентрация на роли жертвы, невозможности спасения и безысходности;
3. Вторая клиническая стадия родов, 3-я пренатальная матрица – переживание напряжения, борьбы, сопротивления, ярости, сильного возбуждения.
4. Третья клиническая стадия родов, 4-я пренатальная матрица – переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение.
По мнению психологов (С.Грофф, Э. Бадинтер, О. Ранк), на разных стадиях рождающийся ребенок может иметь средства, позволяющие перейти из положения жертвы к активным действиям. Эти способы и средства зависят от меры помощи со стороны матери (позитивный настрой, отсутствие нервозности, психозов, освоение дыхательной гимнастики, техники расслабления и пр.)
С этой точки зрения становится важной проблема родов. Однозначного мнения о том, где рожать ребенка и находиться ли при родах отцу, пока нет. В последние 40 лет эта проблема рассматривалась как медицинская, и предпочитался традиционный способ рождения детей – в роддоме. Мать при этом являлась пассивным лицом.
На сегодняшний день существует несколько точек зрения по поводу того, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы. Наиболее известны следующие.
1. Роды по методу Ламаза. Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддерживает жену. Преимущество метода – установление эмоциональных связей “муж - жена”, “родитель - ребенок”.
2. Метод Лебуйера. Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода считают, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка – главная забота акушера.
Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домашних условиях и др.[10]
Приспособительные механизмы ребенка, которые помогают ему адаптироваться в период новорожденности см. в Приложении 1.
Социальная ситуация развития новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
Электромагнитное поле мозга
Мощным толчком к изучению природы сна стали первые опыты немецкого врача Бергера по регистрации электромагнитных волн мозга. В двадцатых годах прошлого века он исследовал мозг бодрствующего человека и стал первооткрывателем альфа-ритма электрической активности мозга. В тридцатые годы его исследования были подхвачены другими. Исследовате ...
Представления о психике в эпоху Античности
Периодизация античной философии:
1) Этап натурфилософии - шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали.
2) - человека объявили единственно заслуживающей интереса реальностью. Познание души считалось ключом к познанию ми ...
Завершение беседы
Последний этап беседы — ее завершение. Успешно завершить беседу — это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе решаются следующие задачи:
— достижение основной или (в неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели;
— обеспечение благоприятной атмосферы;
— стимулирование собеседника к выполнению намеченны ...