Развитие психических функций дошкольника

Возрастная психология » Развитие психических функций дошкольника

1. Речь. В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения (обучение чтению и письму). Развивается звуковая сторона речи – произношение. Интенсивно растет словарный состав. Развивается грамматический строй речи, в связи с чем появляется собственное словотворчество. К.И.Чуковский в книге «О двух до пяти» собрал много примеров словотворчества: больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!», «Пойдем в этот лес заблуждаться». «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!». «У лысого голова – босиком». «Муж стрекозы – стрекозел». «Дым трубиться». «Мама сердится, но быстро удобряется». Усвоение грамматического строя языка и увеличение активного словаря способствует овладению всеми формами устной речи, присущими взрослым: монологической, диалогической, эгоцентрической (ребенок не понимает, что его могут не слушать).

2. Восприятие утрачивает аффективный характер, становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений – пояснения взрослых помогают ребенку целенаправленно и осмысленно изучать окружающий мир.

3. В развитии мышления происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, и, в конце периода - к словесно-логическому мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Ж.Пиаже. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия (пока только на житейском уровне – живые-неживые существа, растения, животные, предметы быта и т.д.). К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что важно для дальнейшего развития интеллекта. Важно отметить, что в этот период развитие речи опережает развитие мышления.

4. Память становится доминирующей функцией (Л.С.Выготский). Это период характеризуется легкостью запоминания самой разнообразной информации. Память младшего дошкольника непроизвольна – интересные события, образы легко запечатлеваются. Непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Быстро запоминаются стихи, сказки, рассказы, фильмы. Смысловая память развивается наряду с механической. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и обычно включены в другие виды деятельности (игра, утренник, занятия). В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.


Основные принципы логопедической работы
Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений. 1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусло ...

Концепция А.Р. Лурия «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга»
В настоящее время собран огромный эмпирический материал (анатомический, физиологический, клинический), свидетельствующий о неравнозначности структур и функции левого и правого полушарий головного мозга человека [1, 7]. В данный момент можно считать установленными несколько основных положений, касающихся функциональной асимметрии больши ...

Содержание и этапы реализации программы
Программа тренинга осуществляется в три этапа. I – ориентировочный этап, целью которого является первичная диагностика участников, а также эмоциональное сплочение участников. Основное содержание образуют психологические упражнения, направленные на диагностику (самодиагностику)навыков общения, самоанализ, изучение и оценку личностных на ...