Развитие психических функций дошкольника

Возрастная психология » Развитие психических функций дошкольника

1. Речь. В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения (обучение чтению и письму). Развивается звуковая сторона речи – произношение. Интенсивно растет словарный состав. Развивается грамматический строй речи, в связи с чем появляется собственное словотворчество. К.И.Чуковский в книге «О двух до пяти» собрал много примеров словотворчества: больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!», «Пойдем в этот лес заблуждаться». «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!». «У лысого голова – босиком». «Муж стрекозы – стрекозел». «Дым трубиться». «Мама сердится, но быстро удобряется». Усвоение грамматического строя языка и увеличение активного словаря способствует овладению всеми формами устной речи, присущими взрослым: монологической, диалогической, эгоцентрической (ребенок не понимает, что его могут не слушать).

2. Восприятие утрачивает аффективный характер, становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений – пояснения взрослых помогают ребенку целенаправленно и осмысленно изучать окружающий мир.

3. В развитии мышления происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, и, в конце периода - к словесно-логическому мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Ж.Пиаже. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия (пока только на житейском уровне – живые-неживые существа, растения, животные, предметы быта и т.д.). К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что важно для дальнейшего развития интеллекта. Важно отметить, что в этот период развитие речи опережает развитие мышления.

4. Память становится доминирующей функцией (Л.С.Выготский). Это период характеризуется легкостью запоминания самой разнообразной информации. Память младшего дошкольника непроизвольна – интересные события, образы легко запечатлеваются. Непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Быстро запоминаются стихи, сказки, рассказы, фильмы. Смысловая память развивается наряду с механической. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и обычно включены в другие виды деятельности (игра, утренник, занятия). В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.


Рекомендации по устранению конфликтных ситуаций.
Конфликт - это противоборство двух и более сторон с целью овладения предметом конфликта или его изменения. Элементы конфликта: - предмет - на что направлены усилия сторон, что «не поделили»; - основание - глубинная причина; - инцидент - «последняя капля», момент начала конфликта; - мотивы сторон - причины вступления в конфликт, час ...

Становление отечественной психологии
Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не будем подробно рассматривать историю отечественной психологии, но не можем не осветить наиболее значимые этапы ее развития, поскольку психологические шко ...

Методы научного познания в юридической психологии
Развитие юридической психологии находится в прямой зависимости от тех методов познания, которые в ней используются. Только правильно выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину исследования, вскрытие изучаемых закономерностей группы явлений объективного мира. Юридическая психология может успешно развиваться лишь в то ...