Кризис 6-7 лет

По мнению отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.), дошкольный и младший школьный возрасты разделяет кризис 7 лет. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

Поскольку изменяется социальная ситуация развития (т.е. система отношений), ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Поэтому кризис 7 лет, выделяемый на этапе поступления ребенка в школу, называют кризисом саморегуляции.

Л.И. Божович назвала кризис 7 лет периодом рождения социального Я. Ребенок вступает в новую социальную позицию – позицию школьника. Это коренным образом меняет его самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше (игра), становится второстепенным. Ценным становится все, что связано с учебой, в первую очередь отметки.

Кроме того, происходят глубокие изменения в плане своих переживаний: если раньше эмоции и чувства были мимолетными, ситуативными, то теперь они становятся более стойкими и определяют настроение и преобладающий эмоциональный фон ребенка. Л.С. Выготский назвал это явление обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком приводит к формированию устойчивого чувства неполноценности, унижения или чувства компетентности, значимости. Подкрепляясь соответствующими событиями, данные образования могут зафиксироваться в структуре личности, что повлияет на самооценку и уровень притязаний ребенка.


Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций.
На висцеральные функции типа регуляции кровяного давления или расширения и сужения кровеносных сосудов человек и животные могут воздействовать произвольно, если получают сведения об этих процессах от мониторинговых приспособлений, обычно называемых приборами биологической обратной связи. Например, когда об артериальном давлении сигнализ ...

[15]Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В Клиническая психиатрия раннего детского возраста – СПб.: Питер, 2001 – С. 36.
[16]Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 134-150. [17]Микиртумов Б. Е., Анисимова Т. И. О возможных причинах дестабилизации детской привязанности // 5-я Международная конференция «Ребенок в современном мире». Тез. - СПб, 1998. - С. 32-34. [18]Эйнсворт М. Д. Детско-мате ...

Человек с отклонениями в психической деятельности и его микросоциальный мир
Изучение заболеваемости и оказание психиатрической помощи людям на протяжении их жизненного цикла показывают, что одни психические расстройства возникают преимущественно в определенные возрастные периоды, другие могут появиться в любом возрасте, но при этом они имеют особенности, связанные с возрастными возможностями психических процесс ...