Учебная деятельность

Возрастная психология » Учебная деятельность

Учебная деятельность, прежде всего, является познавательной деятельностью и успешно развивается при условии соответствующего умственного развития путем овладения умственными операциями, при необходимом развитии всех психических функций, при наличии положительной мотивации учения.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения.

Закономерности формирования учебной деятельности:

1. Весь процесс преподавания в младших классах строится на основе развернутого знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Главная роль отводится учителю, т.к. учебная деятельность не дана ребенку изначально. В основе последовательного вовлечения ребенка в учебную деятельность лежит теория поэтапного формирования умственных действий. Учитель демонстрирует ребенку определенную последовательность учебных действий и выделяет те из них, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом или умственном плане.

2. От прямого следования указаниям учителя к концу 2-го, началу 3-го класса ребенок переходит к саморегуляции. Саморегуляция – умение ставить собственные цели и задачи и освоение моделирования. Другими словами, переход от способа «проб и ошибок» к умению выделять общие закономерности и переносить способ решения задач на другие задачи. Тем самым можно говорить об умении ребенка преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-практические.

Школьное обучение отличается еще и тем, что отношения со взрослыми становятся опосредованными образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий.

Эти моменты, также как и специфика самой учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.


Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки
Описательная психология. В период открытого кризиса выступила с идеей, что задачей психологии должно стать не объяснение, а понимание психической жизни человека. К психике не применим естественно-научный подход, метод эксперимента. Понимание шире понятия интроспекции. Понять -это значит оценить субъективные переживания через их смысловы ...

Теоретико-методологические основания психического здоровья личности. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различные сообщества является признание целесообразности единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единственно верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невоз ...

Типология памяти
Память человека устроена таким образом, что для нормальной работы периодически требуется отдых. Вместе тем память работает непрерывно, с момента рождения человека до конца его жизни. Множество различных видов памяти, которые в какой - то степени являются взаимозаменяемыми, позволяет время от времени переходить с одного вида памяти к дру ...