Развитие личности младшего школьника
Страница 1

Возрастная психология » Развитие личности младшего школьника

Развитие личности младшего школьника в основном развертывается по линиям мотивационной сферы и совершенствования самосознания. Это период фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

Мотивационная сфера – включает учебно-познавательные мотивы:

1. Мотивация достижения – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

2. Престижная мотивация – стремление быть отличником во что бы то ни стало (достигают высокой продуктивной деятельности, но не способны к творчеству, высоко развит индивидуализм).

3. Мотивация избегания неудачи – тревожность, страх в ситуациях оценки (у неуспешных учеников).

4. Компенсаторная мотивация – мотивы, позволяющие, утвердиться в другой области, кроме учебной.

Самосознание:

§ Происходит формирование чувства компетентности по Э.Эриксону – соответствует полноценному развитию.

§ Самооценка формируется под влиянием 3-х факторов: успеваемости, особенности общения учителя с классом, стиля семейного воспитания.

§ Уровень притязаний формируется по-прежнему родителями ( к 9 годам уже полностью сформирован – по Э.Берну)

§ Развивается рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя со стороны, самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами.

Эмоционально-волевая сфера:

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

§ Наблюдается нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.

§ Возможности полного осознания своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Поэтому, наблюдается подражание в реакциях на родителей, учителей.

§ Возрастной эмоциональной нормой считается оптимистичное, бодрое, радостное настроение.

§ Появляются сложные, высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание); интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, творческое удовольствие, разочарование); эстетические ( чувства прекрасного, красивого, безобразного, чувство гармонии)

§ Чувства и воля находятся в тесном взаимодействии. Чаще в этом возрасте мотивом поведения становятся больше эмоции.

§ Волевое поведение к 3-му классу уже направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка.

Условия развития волевого действия у школьников:

1. Понятность и осознанность целей, которые необходимо достигнуть.

2. Ребенок должен видеть начало и конец цели.

3. Деятельность, которую должен осуществить ребенок должна быть соразмерной его возможностям. Очень трудные и очень легкие задания не способствуют развитию воли.

4. Ребенок должен знать и понимать способ выполнения деятельности, видеть этапы достижения цели.

5. Внешний контроль за деятельностью ребенка должен постепенно сменяться на внутренний.

Показатели произвольности в учебной деятельности:

1. Уровень сформированности учебной деятельности является низким, если ребенок не выполняет уроки самостоятельно, а только под руководством взрослого; идет на поводу у ситуации.

Страницы: 1 2


Общие подходы к диагностикепсихического развития детей
При проведении диагностики важно помнить о том, что психическое развитие детей — это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение всех сторон психики детей, сопоставляя полученные ...

Старенькая бабушка
Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки), а другой — внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным ...

Возрастные особенности развития моторики
Возраст Навыки поведения Развитие общей моторики Развитие тонкой моторики 3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес); на вытянутые руки (5 мес); поднимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес); садится (6 мес). Хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушк ...