Взрослость (зрелость) - от 30 до 55-65 лет. Общая характеристика периода взрослости

Возрастная психология » Взрослость (зрелость) - от 30 до 55-65 лет. Общая характеристика периода взрослости

Впервые экспериментально и теоретически проблемы развития взрослого были изучены в психологической школе Б.Г. Ананьева. В настоящее время в мировой психологической науке признается необходимость изучения периода взрослости. Основные положения психологии взрослых основываются на следующих фактах (Манукян В.Р.):

1. Развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, а на стадии зрелости характеристики гетерогенности и неравномерности усиливаются.

2. Развитие в зрелом возрасте в меньшей степени определяется хронологическими характеристиками и в большей степени обуславливается социально-психологическими, физиологическими, биографическими факторами.

3. Все более значимыми становятся гендерные различия.

4. Трудовая (профессиональная) деятельность, семья, взаимоотношения с другими являются основными детерминантами развития личности взрослого человека.

5. Зрелость как этап в жизни человека требует формирования психологической зрелости, поэтому возрастает важность такой внутренней детерминанты развития, как активность, саморазвитие, субъектность по отношению к собственной жизни.

6. За порогом школьной жизни наряду с возрастной линией развития (смена жестко закрепленных периодов и стандартных социальных ситуаций развития), появляется «индивидуальная линия жизни» (Слободчиков В.И., 2000), которая может по-разному соотноситься с возрастной. Противоположное мнение появляется в результате распространения на взрослый период логики детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в то время как изучению специфики развития в среднем возрасте необходимо применять другие подходы (Томэ Г., 1978, Анцыферова Л.И., 1980, Слободчиков В.И., 2000).

Периоды взрослости:

1. ранняя взрослость – 30-40 лет

2. средний возраст – 40-55 лет

3. пожилой возраст – 55-65 лет

Какого человека можно считать взрослым? Показатели взрослости:

1. Физиологические показатели. Внешне взрослые продолжают расти, физиологически изменяться: достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем.

2. Социально и юридически взрослость – это период, когда человек может соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, социальная принадлежность и пр.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

3. Психологические показатели. К психологическим показателям взрослости относится, прежде всего, собственное отношение человека к возрасту, переживание себя относящимся к определенной возрастной кагорте. Для этого очень важны наличие семьи и опыт родительства. употребление понятия взрослой (зрелой) личности – недавнее приобретение психологии развития. Оно обязано своим возникновением философскому анализу таких явлений как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы, социальный и индивидуальный характер (Э.Фромм), экзистенциальный вакуум, смысл жизни (В.Франкл).

Поэтому психологическое определение понятия взрослости не тождественно понятиям социальной и юридической зрелости, и, кроме того, сталкивается с трудностями в определении нормы развития в связи с действием культурных факторов и общей инфантилизацией современного населения (см. Сапогова, стр. 395).

Типы поведения во взрослом возрасте по В.И. Ковалеву:

1. Стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно.

2. функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, Ане их объективные или субъективные последствия; у такого человека отсутствует «жизненная линия».

3. созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени.

4. Созидательно-преобразующий тип: личность пролонгировано осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем


Условия реализации
Численность группы до 15 человек, форма занятий – групповая, место проведения – специализированное для тренинговой работы помещение. ...

Феномен Кашпировского
Внушаемость «среднего» человека очень велика - это открыл для себя Анатолий Кашпировский, когда, как он сам писал, с удивлением обнаружил этот факт. Он с успехом использовал феномен массовых состояний для коррекции ряда хронических заболеваний и психологических отклонений, для лечения ожирения и т.п. ...

Деятельность как основание личности
Глав­ная за­да­ча со­сто­ит в том, что­бы вы­явить дей­ст­ви­тель­ные «об­ра­зую­щие» лич­но­сти — это­го выс­ше­го един­ст­ва че­ло­ве­ка, из­мен­чи­во­го, как из­мен­чи­ва са­ма его жизнь, и вме­сте с тем со­хра­няю­ще­го свое по­сто­ян­ст­во, свою ау­тои­ден­тич­ность. Ре­аль­ным ба­зи­сом лич­но­сти че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся со­во­ку ...