Дифференциальные теории базовых эмоций

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Дифференциальные теории базовых эмоций

Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому наследию зарубежных теоретиков, которые внесли немалый вклад в определение базовых эмоций.

В число таких ученых по базовым эмоциям вошли концепции Уильяма Мак-Дугалла, Вудвортса, Гарольда Шлоссберга, Роберта Плутчика, Силвана Токинса и Кэррола Изарда. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении.

Так что же представляет собой теория дифференциальных эмоций? Она называется так оттого, что объектом её изучения являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и на поведение человека в целом.

В теориях базовых эмоций лежат следующие ключевые положения, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

определенное количество фундаментальных эмоции, которые образуют основную мотивационную систему человеческого существования;

базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации;

базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

Исследователи выделяют и ряд других характеристик, которые необходимо учитывать при решении вопроса об универсальности той или иной эмоции. Все вышеназванные характеристики должны учитываться, и могут, дополнятся, но ни в коем случае не должны заменять и не отменять вышеперечисленные [4; 63 - 64].


Типы и виды конфликтов
Существует четыре типа конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ...

Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные "образующие" личности - этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. Реальным базисом личности человека является совокупность его, общественных по своей природе, отноше ...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два периода — период новорожденности, который длится от четырех до шести недель и кончается с появлением комплекса оживления, и период младенчества, который заканчивается в год. Этап новорожденности — это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода б ...