Дифференциальные теории базовых эмоций

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Дифференциальные теории базовых эмоций

Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому наследию зарубежных теоретиков, которые внесли немалый вклад в определение базовых эмоций.

В число таких ученых по базовым эмоциям вошли концепции Уильяма Мак-Дугалла, Вудвортса, Гарольда Шлоссберга, Роберта Плутчика, Силвана Токинса и Кэррола Изарда. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении.

Так что же представляет собой теория дифференциальных эмоций? Она называется так оттого, что объектом её изучения являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и на поведение человека в целом.

В теориях базовых эмоций лежат следующие ключевые положения, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

определенное количество фундаментальных эмоции, которые образуют основную мотивационную систему человеческого существования;

базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации;

базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

Исследователи выделяют и ряд других характеристик, которые необходимо учитывать при решении вопроса об универсальности той или иной эмоции. Все вышеназванные характеристики должны учитываться, и могут, дополнятся, но ни в коем случае не должны заменять и не отменять вышеперечисленные [4; 63 - 64].


Как заглушить в себе «жабу зависти»
• Запретить себе завидовать. • Найти отрицательные стороны в объекте зависти. • Противопоставить объекту зависти то, чему могут позавидовать у вас другие (…, зато у меня …!). • Если произошла несправедливость, скажите себе: «ничего, Господь все видит, и каждому воздастся по заслугам!» • Если произошла случайность, имейте в виду, что ...

Ранняя юность (15 – 17 лет). Общая характеристика возраста
В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овла ...

Коррекция СДВГ
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень ...