Выбор методик для исследований внимания младших школьников. Методики изучения объема внимания

Инфо по психологии » Развитие внимания младших школьников » Выбор методик для исследований внимания младших школьников. Методики изучения объема внимания

Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов:

- основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур;

- основанные на отыскивании чисел.

В первом случае для предъявления стимульного материала необходимы тахистоскоп, экран и набор диапозитивов. Показателем объема внимания служит количество объектов, воспроизведенных после их предъявления. При изучении объема внимания методикой отыскивания чисел используются таблицы с расположенными вразброс числами (одно и двухзначными). Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать (или записать) все числа в порядке возрастания. Для определения объема внимания используется косвенный показатель – скорость работы с таблицей.

Ø Объем динамического внимания.

Используются таблицы Горбова – четыре таблицы размером 35х35 см, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25 (табл. 2), секундомер и указка. На таблицах нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры.

Ø Объем внимания при восприятии простейших объектов.

Исследуется объем внимания, точность пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции. Определение скорости зрительного восприятия. Предоставляется несколько наборов по 15 карточек. На каждой карточке четко нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. Сторона каждой клетки равна 1,9 мм. В каждой сетке – от 2 до 8 точек. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках. Испытуемый должен стараться увидеть за короткое время экспозиции, сколько точек на карточке и в каких клетках они расположены. Тотчас же после экспозиции он должен зафиксировать число и расположение точек в соответствующей сетке бланка, лежащего перед ним.

Ø Исследование объема внимания с помощью комбинации геометрических фигур

Объем внимания определяется при помощи тахистоскопа (любой конструкции) либо 25-клеточных таблиц с различным расположением фигур на них. Предъявляются различные программы: комбинации кружков, треугольников, квадратов, крестов, прямоугольников. После команды «Внимание!» на экране на короткое время (0,1 секунды) появляется какая-либо комбинация. Сразу же после экспозиции испытуемые должны отметить расположение фигур на матрице. Опыт повторяется 4 раза: два опыта пробных, тренировочных, а два – зачетных. Затем последние две программы повторяются с длительными экспозициями, чтобы можно было подсчитать число правильно обозначенных фигур в зачетных измерениях. Среднеарифметический результат этих попыток вносится в протокол

Ø Объем и распределение внимания

Испытуемым на 1 секунду показывают карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку уберут, сложить эти числа и записать сумму. Испытуемым показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны. На основании полученных материалов делают вывод о проявлении соответствующих свойств внимания (его объема и распределяемости, а также роли установки во внимании).


Основные идеи неофрейдизма
Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление неофрейдизм сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием. Нео ...

Старение и старость. Общая характеристика периода старения и старости
Старость - один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с тем, что «последние вопросы бытия» (М. М. Бахтин) встают перед человеком во весь рост, требуя разрешения неразрешимого - совместить возможности старого человека в понимании мира и его жизненный опыт с физической немощью и невозможностью активно воплотит ...

Заключение по результатам диагностики
Главной особенностью Наташи является отсутствие желания деятельности и выраженное стремление в общению. Это проявляется в характере и темпераменте. Наташа обладает высоким уровнем экстраверсии. В общении открыта, немного наивна, может быть навязчива, рефлексия не развита, речедвигательная функция развита на высоком уровне. В спокойной ...