Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Страница 1

Инфо по психологии » Влияние игр на развитие самооценки ребенка » Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста

С целью изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования в этой области мы организовали констатирующий этап. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения детского сада № 372 комбинированного вида г. Волгограда. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет (10 человек).

Наше исследование было направлено на решение следующих задач:

1. выявление у детей уровней адекватности самооценки;

2. разработку программы коррекции выявленных у детей негативных особенностей формирования самооценки;

Для реализации поставленной цели нами были подобраны следующие методики:

1. Методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка» [3];

2. Методика «Какой я?» [8];

3. Методика Щур В.Г. по определению своего места среди всех детей [8].

1. Процедура проведения методики Т.Д. Марцинковской «Лесенка» .

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Задача: выявить уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста.

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты. (подробнее см. Приложение № 1)

Из 10 опрошенных детей семеро поставили себя сами на высшую ступеньку «лестницы», двое на пятую ступеньку и один на четвертую. При предположении, куда бы поставила мама – трое детей расположили себя на 7 ступени, один – на 6, четверо – на 5 двое – на 4; куда бы поставил папа: на 7 ступень – пять испытуемых, на 6 – двое и на 5, 4, 3 ступени – по одному ребенку. При ответе, куда бы поставил тебя воспитатель: по три человека оказались на 7, 6 и 4 ступени, один ребенок – на 5. Таким образом, мы наблюдаем завышенную самооценку у всех данной группы в позициях «Я (сам)», «Мама»; в позиции «Папа» завышенная самооценка наблюдается у 8 детей; в позиции «Воспитатель» - самооценка завышена в 7 случаях.

Страницы: 1 2


Введение.
Три основные – древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи. I Здоровье – физическое и неэтическое – связано с мироощущением, «настроем» и образом жизни. То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь. II Человек отв ...

Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность»
Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые пс ...

Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничив ...