Сновидения
Страница 1

Очень часто, просыпаясь, мы долго остаемся во власти запечатленных в памяти странных, причудливых, а порой пугающих образов, картин или событий, пережитых во сне. Кто же эти персонажи, населяющие наши сны? Пришельцы потустороннего, неведомого нам мира или части нашей внутренней структуры, нашего «Я»? А сами сновидения - имеют ли какую-либо разумную основу или являются совершенной бессмыслицей? Желание ответить на эти и многие другие вопросы сделали сновидения не только предметом интереса обывательского, но и важной сферой применения научных методов познания.

На вопрос: видят ли они сны? многие ответили бы отрицательно. Однако в действительности это не так: правильнее было бы ответить, что они не помнят своих сновидений. Большинство людей в течение сна видят по нескольку сновидений, независимо от того, сохраняет их память или нет. Научные данные, накопленные за последние десятилетия, позволяют утверждать, что сновидения видят все.

К анализу сновидений нельзя подходить как к чему-то самостоятельному, не связанному с состоянием организма и особенностями психической деятельности. Исследования сновидений позволяет рассматривать их как «индикатор» состояния человека, чутко улавливающий малейшее проявление какого-либо неблагополучия в состоянии здоровья или психологической проблемы. При этом характер сновидений меняется, причем направленность этих изменений зависит от специфики заболевания. Это делает сновидения ценным клиническим материалом, помогающим при постановке диагноза. Следующий важный вывод, к которому привели научные исследования, состоит в том, что сновидения - активный процесс, несущий целый ряд важных функций для человека. Важнейшая из них - функция психологической защиты. Экспериментальное лишение здоровых людей фазы быстрого сна приводят к выраженным изменениям в психической сфере личности, близкие к невротическим (раздражительность, плаксивость, высокая восприимчивость к стрессам). В связи с этим считается, что сновидения имеют решающее значение для эмоциональной разрядки и адаптации к стрессовым ситуациям. В отличии от восприятия бодрствования, сложный многогранный мир, воспринимаемый во время сна, возникает внутри нас, а не вовне. Поэтому различные элементы сновидений (символы, события), представляют собой не что иное, как проекции определенных аспектов личности человека и непосредственно воспринимаемой им реальности, в том числе и тех, которые отвергаются и не признаются бодрствующим сознанием. Следовательно, наши сновидения дают нам наиболее полную картину нашей многогранной личности.

Осуществляя интеграцию и переработку полученной эмоциональной информации, знаний и опыта, сновидения имеют важное значение и в решении творческих задач. Разнообразный опыт изобретателей, деятелей искусства и ученых наглядно показывает, какую роль сновидения могут играть в творческом процессе. Достаточно вспомнить о многочисленных научных открытиях, сделанных во сне (Менделеев, Кекуле, Энштейн, Бор), гениальных продуктах снотворчества многих деятелей литературы (Пушкина, Лермонтова, Гоголя) и искусства (Бетховена, Шумана, Вагнера, Гойи, Босха). «Королевской дорогой к бессознательному» назвал сновидения Зигмунд Фрейд. Как уже было сказано, сновидения концентрируют в себе информацию, затрагивающую наиболее важные личностные переживания и отсеивают прочую, малозначащую для человека. Это открывает широкие возможности для использования сновидений не только в диагностике, но и в терапии ряда заболеваний. Поскольку сновидения являются своеобразной «стенограммой» к личностно значимым переживаниям пациента, терапевт имеет возможность не только «прикоснуться» к актуальной проблеме пациента через сновидения, но и целенаправленно на нее воздействовать.

Страницы: 1 2


Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка
Основными целями работы учителя русского языка являются создания условий для интеллектуального, духовного и физического развития ребенка через гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Работая по системе Л.В. Занкова, главной задачей обучения считается общее развитие ума, воли, чувств школьников и усвоение ими знаний, умений и навыко ...

Образовательные институты и личность
Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, ...

Юридическая психология в исследованиях украинских ученых
Актуальные проблемы юридической психологии всегда привлекали пристальное внимание украинских исследователей (как юристов, так и психологов). В начале XX в. также как и в других странах судебно-психологические исследования в основном проводились в институтах и кабинетах по изучению личности преступника и преступности, которые начали орга ...