Кросс-культурная концепция Экмана

Кросс-культурная концепции позволяет учитывать культурные правила выражения и переживания эмоций, которые действуют в различных культурных общностях.

Так Пол Экман совместно с Фризеном в 1972 году провели эксперимент по универсальной классификации телесных движений в разных культурах, в котором участвовали американцы и японцы. Испытуемым демонстрировали фрагменты фильмов, имеющие негативное эмоциональное содержание. В одном случае, испытуемые просматривали фильм в одиночку, их мимические проявления можно было описать как универсальные. В другом случае, к испытуемым заходил старший по возрасту экспериментатор. При нём американцы проявляли негативные эмоции, а японцы улыбались. Их улыбки не были интернализованными реакциями на негативную ситуацию. Следовательно, выражение эмоций на лице подвергается двойному влиянию универсальных, биологически детерминированных факторов выражения фундаментальных эмоций и специфических для данной культуры правил [1; 195 - 196].

Вследствие эксперимента Экман и Фризен выявили пять видов телесных движений:

"эмблемы" - конвенциальные жесты, имеющие вполне определенный вербальный эквивалент в культуре, например, выражение согласия или несогласия;

"иллюстраторы" - движения, дополняющие вербальное сообщение (например, при объяснении пути до определенного места);

проявление эмоций и коммуникативных актов - экспрессивные движения, которые могут быть как произвольные, так и непроизвольные;

"регуляторы" - движения, управляющие собственным телом и обеспечивающие контроль действий другого человека;

"адаптеры" - движения, снимающие дискомфорт, минимизируемые в публичной обстановке и максимизируемые в приватной [3; 207].

Более позднее в 1998 году Пол Экман провел другое исследование по универсальной выраженности и схожести в переживании фундаментальных эмоций, описанных Изардом. Данный эксперимент проведен 21 стране мира, так эмоция удивления опознавалась в 20 странах, эмоция страха - в 19, а эмоция гнева в 18 [1; 188]. Подробные результаты исследования изложены в диаграмме.

В дальнейшем схожесть в лицевой экспрессии эмоций стало рассматриваться как доказательство универсальности ряда основных "дискретных" эмоций, относимых к разряду "базовых". Также было описано соответствие между этими "базовыми" эмоциями и таксономиями эмоций в разных языках мира [3; 435 - 436].


Форма.
Использовать в работе комплексные занятия (сочетание методических и обучающих приемов в контексте одного вида деятельности) и комбинированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности в контексте одного занятия). Это способствует структурированию познавательного развития на основе цепи: восприятие — мышление — воображение. ...

Описание методики исследования
Опросник Леонгарда (Шмишека) Опубликован Г.Шмишеком в 1970 г. В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда, согласно которой акцентуации – это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполаг ...

Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинен ...