Кросс-культурная концепция Экмана

Кросс-культурная концепции позволяет учитывать культурные правила выражения и переживания эмоций, которые действуют в различных культурных общностях.

Так Пол Экман совместно с Фризеном в 1972 году провели эксперимент по универсальной классификации телесных движений в разных культурах, в котором участвовали американцы и японцы. Испытуемым демонстрировали фрагменты фильмов, имеющие негативное эмоциональное содержание. В одном случае, испытуемые просматривали фильм в одиночку, их мимические проявления можно было описать как универсальные. В другом случае, к испытуемым заходил старший по возрасту экспериментатор. При нём американцы проявляли негативные эмоции, а японцы улыбались. Их улыбки не были интернализованными реакциями на негативную ситуацию. Следовательно, выражение эмоций на лице подвергается двойному влиянию универсальных, биологически детерминированных факторов выражения фундаментальных эмоций и специфических для данной культуры правил [1; 195 - 196].

Вследствие эксперимента Экман и Фризен выявили пять видов телесных движений:

"эмблемы" - конвенциальные жесты, имеющие вполне определенный вербальный эквивалент в культуре, например, выражение согласия или несогласия;

"иллюстраторы" - движения, дополняющие вербальное сообщение (например, при объяснении пути до определенного места);

проявление эмоций и коммуникативных актов - экспрессивные движения, которые могут быть как произвольные, так и непроизвольные;

"регуляторы" - движения, управляющие собственным телом и обеспечивающие контроль действий другого человека;

"адаптеры" - движения, снимающие дискомфорт, минимизируемые в публичной обстановке и максимизируемые в приватной [3; 207].

Более позднее в 1998 году Пол Экман провел другое исследование по универсальной выраженности и схожести в переживании фундаментальных эмоций, описанных Изардом. Данный эксперимент проведен 21 стране мира, так эмоция удивления опознавалась в 20 странах, эмоция страха - в 19, а эмоция гнева в 18 [1; 188]. Подробные результаты исследования изложены в диаграмме.

В дальнейшем схожесть в лицевой экспрессии эмоций стало рассматриваться как доказательство универсальности ряда основных "дискретных" эмоций, относимых к разряду "базовых". Также было описано соответствие между этими "базовыми" эмоциями и таксономиями эмоций в разных языках мира [3; 435 - 436].


Как заглушить в себе «жабу зависти»
• Запретить себе завидовать. • Найти отрицательные стороны в объекте зависти. • Противопоставить объекту зависти то, чему могут позавидовать у вас другие (…, зато у меня …!). • Если произошла несправедливость, скажите себе: «ничего, Господь все видит, и каждому воздастся по заслугам!» • Если произошла случайность, имейте в виду, что ...

Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)
Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для не ...

Вывод
Во время занятия группы социально – психологическим тренингом в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других; повышается чувствительность к группо ...