Описание методики исследования

Опросник Леонгарда (Шмишека)

Опубликован Г.Шмишеком в 1970 г. В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда, согласно которой акцентуации – это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.

Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет». Перечень шкал (типы акцентуаций): 1) гипертимическая; 2) тревожная; 3) дистимическая; 4) педантическая; 5) возбудимая; 6) эмотивная; 7) застревающая; 8) демонстративная; 9) циклотимическая; 10) экзальтированная.

Инструкция: «Ниже даны вопросы, касающиеся особенностей Вашего поведения и характера. Если Вы согласны с данным утверждением (да), поставьте в бланке ответа в клетке с соответствующим номером знак «+», если не согласны (нет) – знак «-».

Интерпретация результатов: подсчитывается сумма сырых баллов по каждой шкале в соответствии с ключом. Произведение сырого балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальная сумма баллов – 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Такой интерпретации придерживались и мы при анализе полученных данных.


Невербальные средства общения
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: вербальному и невербальному. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Невербальные средства об ...

Иллюзии восприятия движения
Если человек, сидя в вагоне поезда, фиксирует взгляд на пейзаже за окном, ему кажется, что объекты, находящиеся ближе точки фиксации, движутся на него, причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы, расположенные на заднем плане, т.е. за точкой фиксации, движутся вместе с наблюдателем достаточно медленно ...

Технологии тайного принуждения личности в массовых информационных процессах. Манипулятивные техники в средствах массовой информации
Прежде всего, необходимо отметить, что специфика каналов распространения информации для массовой аудитории, целей, которые при этом преследуют СМИ и особенностей их воздействия, требуют несколько иного подхода к рассмотрению манипулирования в средствах массовой коммуникации по сравнению с анализом манипуляций в межличностном взаимодейст ...