Психология деятельности тренераСтраница 1
Структура педагогической деятельности тренера включает в себя следующие элементы: мотивация — средства — результат.
Мотивация включает в себя потребность, мотивы, направленность, ценностные ориентации.
Для успешно работающих тренеров характерна высокая выраженность следующих показателей мотивации:
- потребности в профессиональной деятельности;
- мотивы достижения (а не избегания неудачи);
- направленность на взаимодействие с другими людьми и на саму деятельность (а не на себя);
- ценностные ориентации - «интересная работа», «личностный рост», «межличностные контакты и общение», «профессиональные качества», «известность».
Психологические средства деятельности образуют две подструктуры:
- способностей к тренерской деятельности (мастерства - знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств - познавательных процессов, свойств темперамента, черт характера);
- способов деятельности (ее стратегий и индивидуальных стилей). Результат профессиональной деятельности включает в себя:
- успешность - по показателям оценки продукта деятельности тренера - образовательной, воспитательной, оздоровительной и соревновательной;
- удовлетворенность деятельностью.
Специфика педагогической деятельности тренера. Специфика педагогической деятельности:
1. Изменяющийся объект деятельности тренера - ученик (человек в его постоянном развитии).
2. Высокая степень ответственности за результат деятельности.
3. Зависимость успеха как от отношения педагога к ученикам, так и от отношения занимающихся к педагогу
4. Яркая выраженность творческого характера.
5. Частые эмоциональные переживания, которые могут приводить к значительным нервным перегрузкам.
Деятельность тренера имеет ряд существенных отличий даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры. Специфика деятельности тренера:
1.Сильнее выражена его спортивная специализация.
2.Частые поездки и деятельность в непривычных условиях (например, соревнования на чужом поле, при минимальном комфорте, в отрыве от семьи).
3.Необходимость широкого общения (с учащимися, с администрацией, с коллегами, с родителями учащихся, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами),
4.У спешность деятельности определяется не по его достижениям, а по спортивным достижениям его учеников.
5.Высокая конкурентность (тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних).
6.Высокий уровень эмоционального напряжения на соревнованиях.
7.Относительно высокая вероятность получения травм (при показе, страховке и т.д.).
8.Нерегламентированный характер деятельности.
9.Вероятность «потерять» ученика, в том числе - перспективного (спортсмен имеет возможность поменять тренера).
10.Противоречия ожиданий от учеников тренера: руководство и болельщики - высоких спортивных результатов, а родители (иногда и сами спортсмены) прежде всего - воспитательного эффекта и улучшения здоровья.
Содержание профессиональной деятельности тренера по спорту
Задача деятельности - это «цель, поставленная в конкретных условиях» Цель педагогической деятельности реализуется посредством постановки таких задач, как обучение (формирование необходимых знаний, умений и навыков) и воспитание (формирование жизненно необходимых свойств личности). Эти задачи являются общими для всех видов педагогической деятельности. В спортивной деятельности существуют специфические (особенные) задачи:
- выявление предельных возможностей человека;
- улучшения здоровья занимающихся;
Эти две задачи, в связи со спецификой спортивной деятельности, нередко выступают как антагонистические.
Итак, основными задачами деятельности тренера являются: образовательная, воспитательная, оздоровительная и соревновательная, которые должны осуществляться более или менее равномерно.
Функции тренерской деятельности:
Главными функциями профессиональной деятельности тренера являются обеспечение тренировочного и соревновательного процесса своих спортсменов (это главные функции). Однако эти глобальные функции осуществляются посредством более конкретных и более частных функций, таких, как:
В мире сновидений
Сновидения - это отдельный мир. Сновидение - это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это нечто, происходящее в пpостpанстве. Hекое пpоявление пpостpанства. Дpевние говоpили, что во сне каждый из нас становится твоpцом, способным создать свой собственный pеальный миp.
Толкование сновидений - это тот метод, пpи помощи котоpо ...
Тематическое содержание практических занятий
№
Тема. Цель
Содержание
Кол-во часов
I Этап
1
Вводное. Сплочение, создание положительное настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
Правила и принципы работы. Цели, задачи работы. Диагностика. Упражнения: «У меня все получится», «Новое имя», «Ветер дует на…», ...
Классификации психодиагностических
методов
по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
· объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
· стандартизованные самоотчеты:
· тесты-опросники, открытые опросники;
...