Психология деятельности тренера
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Психология деятельности тренера

Структура педагогической деятельности тренера включает в себя следующие элементы: мотивация — средства — результат.

Мотивация включает в себя потребность, мотивы, направленность, ценностные ориентации.

Для успешно работающих тренеров характерна высокая выраженность следующих показателей мотивации:

- потребности в профессиональной деятельности;

- мотивы достижения (а не избегания неудачи);

- направленность на взаимодействие с другими людьми и на саму деятельность (а не на себя);

- ценностные ориентации - «интересная работа», «личностный рост», «межличностные контакты и общение», «профессиональные качества», «известность».

Психологические средства деятельности образуют две подструктуры:

- способностей к тренерской деятельности (мастерства - знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств - познавательных процессов, свойств темперамента, черт характера);

- способов деятельности (ее стратегий и индивидуальных стилей). Результат профессиональной деятельности включает в себя:

- успешность - по показателям оценки продукта деятельности тренера - образовательной, воспитательной, оздоровительной и соревновательной;

- удовлетворенность деятельностью.

Специфика педагогической деятельности тренера. Специфика педагогической деятельности:

1. Изменяющийся объект деятельности тренера - ученик (человек в его постоянном развитии).

2. Высокая степень ответственности за результат деятельности.

3. Зависимость успеха как от отношения педагога к ученикам, так и от отношения занимающихся к педагогу

4. Яркая выраженность творческого характера.

5. Частые эмоциональные переживания, которые могут приводить к значительным нервным перегрузкам.

Деятельность тренера имеет ряд существенных отличий даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры. Специфика деятельности тренера:

1.Сильнее выражена его спортивная специализация.

2.Частые поездки и деятельность в непривычных условиях (например, соревнования на чужом поле, при минимальном комфорте, в отрыве от семьи).

3.Необходимость широкого общения (с учащимися, с администрацией, с коллегами, с родителями учащихся, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами),

4.У спешность деятельности определяется не по его достижениям, а по спортивным достижениям его учеников.

5.Высокая конкурентность (тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних).

6.Высокий уровень эмоционального напряжения на соревнованиях.

7.Относительно высокая вероятность получения травм (при показе, страховке и т.д.).

8.Нерегламентированный характер деятельности.

9.Вероятность «потерять» ученика, в том числе - перспективного (спортсмен имеет возможность поменять тренера).

10.Противоречия ожиданий от учеников тренера: руководство и болельщики - высоких спортивных результатов, а родители (иногда и сами спортсмены) прежде всего - воспитательного эффекта и улучшения здоровья.

Содержание профессиональной деятельности тренера по спорту

Задача деятельности - это «цель, поставленная в конкретных условиях» Цель педагогической деятельности реализуется посредством постановки таких задач, как обучение (формирование необходимых знаний, умений и навыков) и воспитание (формирование жизненно необходимых свойств личности). Эти задачи являются общими для всех видов педагогической деятельности. В спортивной деятельности существуют специфические (особенные) задачи:

- выявление предельных возможностей человека;

- улучшения здоровья занимающихся;

Эти две задачи, в связи со спецификой спортивной деятельности, нередко выступают как антагонистические.

Итак, основными задачами деятельности тренера являются: образовательная, воспитательная, оздоровительная и соревновательная, которые должны осуществляться более или менее равномерно.

Функции тренерской деятельности:

Главными функциями профессиональной деятельности тренера являются обеспечение тренировочного и соревновательного процесса своих спортсменов (это главные функции). Однако эти глобальные функции осуществляются посредством более конкретных и более частных функций, таких, как:

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика младшего школьного возраста (6-7 – 10 лет)
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств (легкомыслие, наивность), но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение определяет практически всю деятельность ребенка – в школе он приобретает не только новые знания и умения ...

Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
В основном все дифференциальные теории основываются на трехмерном представлении системы чувств Вундта, в которой выделяются три пары простых чувств: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрешение. Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга, т.е. одновременно они существовать не ...

Гномики
Для игры нужны колокольчики по числу участников (5—6). Один колокольчик должен быть испорченный (не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают ко ...