Общая психологическая подготовка. Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Общая психологическая подготовка. Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде

Факторы формирования спортивного коллектива:

1. Специфика деятельности (единство и общая значимость).

2. Личность руководителя (тренера) и стиль управления коллективом (демократический, авторитарный, либеральный).

3. Состав команды, психологическая однородность-разнородность

спортсменов, обуславливающая совместимость.

Средства формирования коллектива:

1. Обучение спортсменов и тренеров навыкам эффективного общения.

2. Профилактика и устранение конфликтных ситуаций (борьба за лидерство или привилегии).

1. Рекомендации по эффективному общению.

Невербальное общение (с использованием мимики, пантомимики, действий). Мимика. Выражение лица в процессе общения. На лице человека отражены эмоции. У некоторых из членов малых групп существуют трудности с выражением лица и, как следствие, трудности в общении: слабая выраженность эмоционального состояния - «лицо-маска»; на лице «застыла» одна из эмоций; «непослушное» выражение лица (выражение не соответствует эмоциям); «отстающее» выражение лица (эмоции значительно опережают экспрессивное выражение).

Все эти трудности рекомендуется преодолевать с помощью одного средства: при значительной выраженности какой-либо эмоции, отображать ее на лице перед зеркалом. Установлено, что выразительность лица восстанавливается после 2-3-х упражнений.

Взгляды. В процессе развития общения выработались некоторые нормы поведения. Для подавляющего большинства людей характерно то, что слушающий смотрит на говорящего. Однако у части населения сформирована привычка смотреть в глаза слушателю. Это ошибка. Говорящий должен лишь бросать взгляд на слушателя (при установлении контакта, когда высказываем главную мысль, при завершении сообщения).

Для избавления от этой привычки, которая разрушает контакт, рекомендуется использовать метод упражнения - специально принять участие в нескольких диалогах, которые по содержанию не очень значимы для нас. В процессе их проведения провести специальную тренировку.

Улыбки. Они относятся к чисто социальным явлениям и во многом определены макросредой. В станах Востока (например, в Японии) можно наблюдать улыбки вежливости. В американизированных странах – улыбки оптимизма. А у нас? В Российской культуре принято улыбаться в двух случаях: когда рады встрече с человеком и когда смешно.

Известно, что улыбка - прекрасный инструмент общения. Однако рекомендуется не «делать» улыбок как при первом контакте с собеседником, так и в процессе дальнейшей беседы. Необходимо помнить, что «научиться улыбаться» можно только через формирование положительного отношения к людям.

Пантомимика. Позы. В процессе общения человек может принимать самые различные позы, но все они делятся на две группы по степени открытости-закрытости. Открытая поза, например, сидя - занято все сиденье, туловище откинуто назад, ноги расставлены. Закрытая поза сидя - сидение на краешке стула, туловище наклонено вперед, колени сомкнуты (иногда ноги или руки скрещены), сумка или портфель на коленях.

Рекомендуется:

- поза должна соответствовать нормам, принятым в данном заведении;

- с другой стороны, она должна соответствовать позе собеседника. Жесты. Для некоторых людей существуют следующие трудности в использовании жестов: не использование жестов; излишняя жестикуляция; использование одного и того же (навязчивого) жеста; использование жестов обозначающих субординацию.

Для более полного использования жестов рекомендуется:

- освободить руки;

- тренироваться в их использовании;

- в тезисах важных сообщений, делать пометки об использовании того или иного жеста и в соответствии этими пометками - использовать их.

В случаях излишней жестикуляции, необходимо в руках держать что-либо, что мешало бы жестикулировать.

В случаях же неправильного использования жестов (навязчивых и «субардинационных») рекомендуется:

- следить за использованием жестов;

- тренироваться в использовании других жестов. Действия.

Для проведения переговоров рекомендуется:

- использовать квадратные или прямоугольные столы;

- садиться следует к прилегающей (по отношению к собеседнику) стороне стола;

- оптимальное для переговоров расстояние от собеседника в условиях тишины, в положении стоя - около 80 см., сидя - 140 см.

- для собеседования «по душам» не следует включать яркий свет;

- необходимо помнить, что красный цвет побуждает собеседника к физической активности, темно-синий и особенно фиолетовый - к интеллектуальной активности, зеленый - успокаивает.

Вербальное общение (словесное).

Страницы: 1 2


Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста
Перспективы обогащения функциональной характеристики самооценки как регулятивного фактора отношений раскрываются в процессе игровой деятельности дошкольников. «В регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления . Вместе с тем ...

Общая психологическая подготовка. Формирование спортивно важных качеств и мотивации спортсменов
Общая психологическая подготовка - это особо важный специфический процесс формирования значимых для конкретного вида спорта признаков у спортсмена или тренера (иногда называют «волевой подготовкой», в силу значимости волевых качеств в спортивной деятельности). Формирование спортивно важных качеств у спортсменов. Несмотря на постановку ...

Черты характера
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это ви ...